В коллекции Нижнетагильского музея изобразительного искусства представлена картина известного художника-мариниста Льва Феликсовича Лагорио — «Гурзуф».
Лев Лагорио был зачислен вольноприходящим учеником Академии художеств в класс профессора пейзажной живописи Максима Никифоровича Воробьёва в возрасте 16 лет. С природой Крыма Лев Феликсович был знаком с раннего детства. Уже студентом Академии он приехал на полуостров для написания живописных работ. Тогда же, в Феодосии, и произошло его знакомство с великим художником-маринистом Иваном Айвазовским. Юный Лагорио был очарован морскими пейзажами мастера. Эта встреча во многом определила выбор его будущей профессии и жанровое пристрастие — морской пейзаж. За отличные успехи Лев Феликсович был награжден золотой медалью и получил право на заграничную командировку. Пейзажи молодого художника были отмечены высокой оценкой Академического совета, высказавшего надежду на то, что «он станет в ряду замечательнейших художников русской школы».
В 1880 году в Петербурге произошел необычный случай: Архип Иванович Куинджи в своей мастерской устроил выставку одной картины. Это была картина «Ночь на Днепре», которая изумила публику, многие даже заглядывали за холст в попытке найти источник освещения — так ярко светила луна в ночном небе. Мотив лунного света в ночи стал с тех пор одним из излюбленных мотивов в русском искусстве. Пять лет спустя и Лев Лагорио поставил перед собой задачу изобразить его в картине «Гурзуф», посвященной красоте южного побережья Крыма.
На представленном полотне художник воспроизвел характерный природный
крымский ландшафт, изображающий известную гору Аю-Даг, что означает
«Медведь-гора». Гора напоминает своими очертаниями грандиозный купол или
склонившегося к морю гигантского медведя, пьющего воду. В своей
работе Лагорио, всегда отталкивающийся от натурного этюда, шел
к картине-рассказу, представляя в изображении одного места
особенности ландшафта всего Крыма. В пейзаже выразилось особое внимание
Лагорио к ясности формы и четкости передачи деталей первого плана
при обобщенности дальних планов.