Лев Феликсович Лагорио (1827-1905) был учеником И. К. Айвазовского. В экспозиции музея можно увидеть его произведения «Шипкинский перевал» (1884) и «Морской пейзаж» (1897). Работа «Шипкинский перевал» принадлежит к серии картин, посвященных русско-турецкой войне 1877–1878 годов, заказанных Л. Ф. Лагорио Александром III. Художник подошел к этой работе с большой ответственностью, собираясь для «безусловно верной передачи местности» писать этюды «непременно на самом месте сражений». Выполнение заказа, таким образом, затянулось на целых десять лет. Но этюды и пейзажи, созданные как подготовительные к масштабным батальным сценам, представляют самостоятельный интерес.
На холсте художник изображает величественную горную гряду с освещенной солнцем вершиной и туманной дымкой в ущельях. Поросшие мхом и устланные камнями голые склоны на переднем плане дополняет цепочка мирно едущих на вьючных лошадях всадников. Цветовая гамма картины сдержанна и монохромна. Лагорио строит форму и передает пространство, используя все разнообразие тонов одной цветовой гаммы — от самого темного до почти белого — и четко прорабатывая все детали. В картине царят гармония и покой, но само изображение знаменитого Шипкинского перевала невольно связывается в русском сознании с трагическими событиями — и полотно приобретает символический смысл.
Горный Шипкинский перевал, высотой 1185 метров и протяженностью 1,5 километра имел огромное военно-стратегическое значение для русской армии, поскольку открывал кратчайший путь из северной части Болгарии в Турцию. Русским войскам удалось захватить и удержать перевал только благодаря мужеству и инициативе, проявленными как рядовыми бойцами, так и их командирами. Но самым тяжелым в обороне Шипки было пятимесячное зимнее «сидение», о котором в военных сводках неизменно сообщалось: «На Шипке все спокойно». В действительности же солдаты и офицеры не только гибли под артиллерийским огнем противника, но и умирали от холода и свирепствующих болезней.
На холсте художник изображает величественную горную гряду с освещенной солнцем вершиной и туманной дымкой в ущельях. Поросшие мхом и устланные камнями голые склоны на переднем плане дополняет цепочка мирно едущих на вьючных лошадях всадников. Цветовая гамма картины сдержанна и монохромна. Лагорио строит форму и передает пространство, используя все разнообразие тонов одной цветовой гаммы — от самого темного до почти белого — и четко прорабатывая все детали. В картине царят гармония и покой, но само изображение знаменитого Шипкинского перевала невольно связывается в русском сознании с трагическими событиями — и полотно приобретает символический смысл.
Горный Шипкинский перевал, высотой 1185 метров и протяженностью 1,5 километра имел огромное военно-стратегическое значение для русской армии, поскольку открывал кратчайший путь из северной части Болгарии в Турцию. Русским войскам удалось захватить и удержать перевал только благодаря мужеству и инициативе, проявленными как рядовыми бойцами, так и их командирами. Но самым тяжелым в обороне Шипки было пятимесячное зимнее «сидение», о котором в военных сводках неизменно сообщалось: «На Шипке все спокойно». В действительности же солдаты и офицеры не только гибли под артиллерийским огнем противника, но и умирали от холода и свирепствующих болезней.