В художественном собрании Нижнетагильского музея изобразительных искусств представлена картина кисти известного русского художника Михаила Шемякина «Дама в светлом».
Долгое время имя изображенной на портрете женщины было загадкой. Из переписки с сыном художника в 1990-х годах стало известно, что на портрете «Дама в светлом» изображена сестра жены Михаила Фёдоровича — Анна (Анда) Ивановна Гржимали-Егорова, жена известного русского математика Дмитрия Фёдоровича Егорова. Анна Ивановна получила прекрасное музыкальное образование: занималась в Московской консерватории в классе певицы Варвары Михайловны Зарудной, пела и играла на рояле. Хорошо зная чешский язык, была переводчиком стихов чешского поэта Ярослава Врхлицкого. Так, в 1930-е годы в СССР вышли в свет сборники чешских народных сказок в переводе Егоровой и с иллюстрациями Михаила Фёдоровича Шемякина.
Коренной москвич, Михаил Фёдорович Шемякин родился в купеческой семье, члены которой тяготели к художественному творчеству. Дед со стороны отца — купец Михаил Иванович Шемякин — художник-самоучка, со стороны матери в родственниках был директор Московского училища живописи, ваяния и зодчества Евграф Семёнович Сорокин. Именно в это учебное заведение впоследствии и поступил Михаил Шемякин. Начинал он учиться у Евграфа Семёновича Сорокина, Абрама Ефимовича Архипова, Сергея Алексеевича Коровина, Василия Дмитриевича Поленова, Иллариона Михайловича Прянишникова, Константина Апполоновича Савицкого, но окончил училище уже по мастерской Валентина Александровича Серова и Константина Алексеевича Коровина в 1899 году. В 1901 году Михаил Шемякин уехал в Мюнхен, где поступил в студию знаменитого педагога Антона Ажбе. Там он в 1901–1902 годах занимался рисунком, а по возвращении, в 1903–1906 годах, вновь посещал мастерскую Коровина и Серова. Последовав примеру своих учителей, Михаил Шемякин обратился к импрессионизму. Всю страсть своего таланта живописец вкладывал в искусство портрета, искренне любя человека, выявляя в своих моделях только прекрасное.
Женившись в 1901 году на своей сокурснице Людмиле Гржимали, дочери известного московского скрипача Ивана Войтеховича Гржимали, возглавлявшего скрипичный класс в Московской консерватории, Михаил Шемякин вошел в дружную музыкальную семью и жил в квартире тестя, располагавшейся на четвертом этаже правого крыла Московской консерватории. Здесь, прямо в большой «зале», художник не раз писал своих родственников-музыкантов и их друзей, часто бывавших в гостеприимной семье. Он стал «летописцем музыкальной Москвы» первой половины ХХ века.