Братья Ткачёвы написали картину «Первые шаги» в конце 1960-х годов. Они изобразили молодую женщину, которая помогает ребенку сделать его первые шаги по комнате. Мать чутко поддерживает малыша. Художники с особой тщательностью прописали детали интерьера традиционной крестьянской избы — высокую кровать с расшитым подзором, домотканые половики, красные подушки и покрывало.
Сюжет для этой картины художники взяли из жизни. Братья Ткачёвы часто работали на Академической даче им. И. Е. Репина — старейшей творческой базе Союза Художников. Примерно в полутора километрах от «Академички» расположилась деревня Новые Котчище. Там у Алексея Ткачёва завязались отношения с будущей супругой, и в этой же деревушке художники познакомились с соседской семьей Веры Пакетовой. Вера Пакетова воспитывала тринадцать детей — шесть сыновей и семь дочерей. Именно она стала прообразом матери в картине «Первые шаги».
Художники говорили, что в доме Пакетовых всегда ощущался истинный народный дух: «Нас привлекали в этой семье, и в самой Вере Петровне, неповторимые народные черты. Именно из таких семей вырастают люди крепкие, мужественные, жизнестойкие». Художникам, выросшим в деревне, была близка атмосфера этого дома. На протяжении более чем 30 лет Вера Пакетова и её дети, а потом и внуки, вдохновляли братьев Ткачёвых на создание художественных образов. Художники называли их своей преданнейшей натурой.
Образ матери-труженицы, которая поддерживает своего ребёнка — не просто бытовая сценка. Сюжет картины «Первые шаги» говорит о том, что для человека любого возраста важна поддержка семьи. Вспоминая свои первые шаги в искусстве, братья рассказывали, что самой терпеливой натурой для них стала мама. Братья с благодарностью говорили, что своим терпением она поощряла их труд: «Хотя женщина была самого крестьянского происхождения, неграмотная, но сердцем чувствовала, что это нужно её детям».
Нелёгкая судьба женщины-матери стал определяющей темой в творчестве братьев. Они не раз писали этот образ в своих картинах. Одной из самых известных их работ на эту тему стало произведение «Матери» 1961 года. Оно вошло в коллекцию Государственной Третьяковской галереи.
Сюжет для этой картины художники взяли из жизни. Братья Ткачёвы часто работали на Академической даче им. И. Е. Репина — старейшей творческой базе Союза Художников. Примерно в полутора километрах от «Академички» расположилась деревня Новые Котчище. Там у Алексея Ткачёва завязались отношения с будущей супругой, и в этой же деревушке художники познакомились с соседской семьей Веры Пакетовой. Вера Пакетова воспитывала тринадцать детей — шесть сыновей и семь дочерей. Именно она стала прообразом матери в картине «Первые шаги».
Художники говорили, что в доме Пакетовых всегда ощущался истинный народный дух: «Нас привлекали в этой семье, и в самой Вере Петровне, неповторимые народные черты. Именно из таких семей вырастают люди крепкие, мужественные, жизнестойкие». Художникам, выросшим в деревне, была близка атмосфера этого дома. На протяжении более чем 30 лет Вера Пакетова и её дети, а потом и внуки, вдохновляли братьев Ткачёвых на создание художественных образов. Художники называли их своей преданнейшей натурой.
Образ матери-труженицы, которая поддерживает своего ребёнка — не просто бытовая сценка. Сюжет картины «Первые шаги» говорит о том, что для человека любого возраста важна поддержка семьи. Вспоминая свои первые шаги в искусстве, братья рассказывали, что самой терпеливой натурой для них стала мама. Братья с благодарностью говорили, что своим терпением она поощряла их труд: «Хотя женщина была самого крестьянского происхождения, неграмотная, но сердцем чувствовала, что это нужно её детям».
Нелёгкая судьба женщины-матери стал определяющей темой в творчестве братьев. Они не раз писали этот образ в своих картинах. Одной из самых известных их работ на эту тему стало произведение «Матери» 1961 года. Оно вошло в коллекцию Государственной Третьяковской галереи.