Открытка с изображением Спаса на реке Кокшенге — одна из десяти открыток, изданных Общиной святой Евгении по произведениям русского живописца Ивана Яковлевича Билибина.
На высоком берегу, отражаясь в широкой речной глади, стоит шатровая церквушка, увенчанная луковичной главкой. Пространство разворачивается вдаль, затягивая взгляд смотрящего от воды к теряющимся вдали крестьянским избам. Нет конца и края блеклому облачному небу и полям. Щемящая, чуть грустная нота определяет этот северный пейзаж, в котором художник поведал нам свои мечты о далекой, сказочной Руси.
Основой для подобных работ послужили впечатления художника во время трех его экспедиций по северным губерниям Российской империи. Восхищаясь полузабытой красотой северного края, Иван Яковлевич вновь и вновь изображал северные пейзажи, находя в них наиболее характерные мотивы народного творчества.
Изображенная на открытке деревянная церковь в селе Кокшенга была построена в 1682 году. Согласно описи 1832 года, внешний вид церкви был таков: «церковь шатровая, лемехом крыта, кресты четвероконечные, рублена крестообразно, по сторонам четыре главы, над церковными дверьми образ Казанской Божией Матери, крыльцо с двумя лестницами на две стороны, крыты тесом». В «Ведомостях о церкви» за 1866 год указывается, что в верхнем приделе Живоначальной Троицы за ветхостью богослужение не совершается. Последовавшие в 1870 и 1893 годах ремонтные работы несколько изменили облик храма.
Однако на рисунке Билибина церковь изображена в первоначальном виде. Ивану Яковлевичу удалось достать у местного фельдшера, любителя-фотографа, снимок церкви до злополучной «реставрации». В 1910 году во время пожара церковь сгорела дотла.
Творческое осмысление Билибиным традиций Русского Севера выразилось в сложной манере стилизации изображаемых фигур и пейзажей в духе северного искусства. Такой прием в дальнейшем Иван Билибин нередко использовал в книжных иллюстрациях и эскизах театральных декораций. Так, в оформлении заставки к статье «Народное творчество русского Севера» в журнале «Мир искусства» № 11 за 1904 год использован пейзаж с шатровой церковью, близкой памятникам северного зодчества XVII–XVIII веков.
На высоком берегу, отражаясь в широкой речной глади, стоит шатровая церквушка, увенчанная луковичной главкой. Пространство разворачивается вдаль, затягивая взгляд смотрящего от воды к теряющимся вдали крестьянским избам. Нет конца и края блеклому облачному небу и полям. Щемящая, чуть грустная нота определяет этот северный пейзаж, в котором художник поведал нам свои мечты о далекой, сказочной Руси.
Основой для подобных работ послужили впечатления художника во время трех его экспедиций по северным губерниям Российской империи. Восхищаясь полузабытой красотой северного края, Иван Яковлевич вновь и вновь изображал северные пейзажи, находя в них наиболее характерные мотивы народного творчества.
Изображенная на открытке деревянная церковь в селе Кокшенга была построена в 1682 году. Согласно описи 1832 года, внешний вид церкви был таков: «церковь шатровая, лемехом крыта, кресты четвероконечные, рублена крестообразно, по сторонам четыре главы, над церковными дверьми образ Казанской Божией Матери, крыльцо с двумя лестницами на две стороны, крыты тесом». В «Ведомостях о церкви» за 1866 год указывается, что в верхнем приделе Живоначальной Троицы за ветхостью богослужение не совершается. Последовавшие в 1870 и 1893 годах ремонтные работы несколько изменили облик храма.
Однако на рисунке Билибина церковь изображена в первоначальном виде. Ивану Яковлевичу удалось достать у местного фельдшера, любителя-фотографа, снимок церкви до злополучной «реставрации». В 1910 году во время пожара церковь сгорела дотла.
Творческое осмысление Билибиным традиций Русского Севера выразилось в сложной манере стилизации изображаемых фигур и пейзажей в духе северного искусства. Такой прием в дальнейшем Иван Билибин нередко использовал в книжных иллюстрациях и эскизах театральных декораций. Так, в оформлении заставки к статье «Народное творчество русского Севера» в журнале «Мир искусства» № 11 за 1904 год использован пейзаж с шатровой церковью, близкой памятникам северного зодчества XVII–XVIII веков.