«Новоселье» — последняя масштабная работа Петрова-Водкина, написанная в 1937 году в Ленинграде. Художнику было поручено подготовить работу о Гражданской войне к Всесоюзной художественной выставке «Индустрия социализма». Он должен был правдиво отразить яркий эпизод классовой борьбы в молодой советской стране.
Для картины нужен был сюжет не столько политический, сколько бытовой, каждому близкий и понятный. Петров-Водкин обращается к «жилищному вопросу», поскольку в то время одной из насущных тем была тема выселения, разного рода уплотнения и вообще квартирный передел.
Сюжет иллюстрирует события 1922 года, когда в дворянские особняки массово заселял рабочий класс. Вместо взаимной ненависти рабочих и «буржуазии», Петров-Водкин обращается к празднику новоселья.
Художник намеренно изображает людей гротескно — они похожи друг на друга и тем самым создают впечатление современного обезличенного «типажа». Несмотря на идиллистический сюжет картины, Петров-Водкин оставляет детали, которые заставляют задуматься о трагичности момента и непростой будущей жизни новых соседей.
Нелепость и трагизм происходящего на картине «Новоселье» не выражены откровенно, тем не менее, произведение вызвало сомнения у членов жюри выставки «Индустрия социализма» и картина не была принята на выставку.