Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Картины в деталях»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Неаполитанский залив

Время создания
1842
Размер
91x142 см
Техника
холст, масло
36
Открыть в приложении
#5

Небо

#2
Создавая новую картину, Иван Айвазовский в первую очередь писал небо. Он всегда стремился закончить работу за один сеанс, чтобы сохранить ощущение единого динамичного пространства. Художник говорил, что пишет «воздух». Меценат Алексей Томилов, который одним из первых поверил в талант Айвазовского, соглашался с такой трактовкой и отмечал, что на картинах Айвазовского «красуется воздух и вода».

На этой картине ночное небо и море занимают больше половины холста. Это главные персонажи пейзажа, которые создают первое впечатление от картины.
#4

Неаполитанский залив в лунную ночь. Фрагмент

#3
Айвазовский работал быстро, большинство картин он создавал в течение одного дня. Но каждой из них предшествовал этап подготовки. Художник не раз приходил на место, которое собирался писать, напитывался впечатлениями, запоминал детали, но с натуры делал только быстрые контурные карандашные наброски. Основная работа проходила не на пленэре, а в мастерской художника.
#6

Луна

#7
Картина практически монохромна. Основной цветовой акцент приходится на луну и лунную дорожку. Выбор палитры определен задачей Айвазовского — запечатлеть ночь в традициях художников-романтиков.

Лунный свет, заливающий Неаполитанский залив на этой картине, так вдохновил английского художника Уильяма Тёрнера, что тот написал Айвазовскому стихотворение на итальянском языке: «На картине этой вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем и в нем отражающуюся… Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок или множеством металлических блесток на мантии великого царя!.. Прости мне, великий художник, если я ошибся (приняв картину за действительность), но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое высоко и могущественно, потому что тебя вдохновляет гений!»
#8
Неаполитанский залив в лунную ночь. Фрагмент
#9
Свет помогает зрителям проследить замысел автора. Художник считал, что взгляд смотрящего должен скользить по картине, переходя по лучу от источника света к затемненным участкам картины.

В то же время свет на пейзажах Айвазовского передает идею божественного присутствия. Этот образ достигает абсолюта в картине «Хаос». На ней солнечные лучи сливаются в фигуру Бога, сотворяющего мир.
#10

Вулкан Везувий

#11
На горизонте справа от спящего Неаполя на картине видны вершины Везувия. Дым из жерла вулкана — единственный элемент пейзажа, который держит в напряжении. Везувий дремлет, но кто знает, когда он проснется снова?

Картина была написана в 1842 году, через 20 лет после последнего значимого извержения вулкана. Следующее произойдет через 30 лет, в 1872 году.
#12
Неаполитанский залив в лунную ночь. Фрагмент
#14
Везувий — единственный действующий вулкан Европы. У его подножия лежат руины городов Помпеи и Геркуланум, разрушенных извержением вулкана в 97 году.
#15

Море

#16
Айвазовский пользовался методом лессировки — наносил прозрачные слои краски тончайшими штрихами кисти. Такая живописная манера придавала его морским пейзажам, написанным масляными красками, сходство с воздушными акварелями. Объем и глубину художник создавал сочетанием оттенков синего, серого и зеленого, а ажурную пену волн — лессировочными слоями белой краски.
#17
Неаполитанский залив в лунную ночь. Фрагмент
#18
В отличие от большинства пейзажистов, Айвазовский писал свои картины не на пленэре, а в мастерской. Еще во время пенсионерской поездки по Италии художник провел эксперимент: несколько картин он написал с натуры, а несколько — в мастерской по памяти. Во время выставки художник обратил внимание на то, что его «придуманные» картины вызывали больший интерес. С тех пор пейзажист работал только в мастерской, воссоздавая на холсте самые яркие и красивые состояния природы.
#19

Замок Кастель-дель-Ово

#20
На острове, соединенном узкой насыпью с Неаполем, возвышается замок Кастель-дель-Ово. Происхождение названия («замок яйца») связывают с его необычной формой. В 1139 году король Рожер Сицилийский построил замок на месте разрушенной виллы. Сегодня здесь находится музей, посвященный истории острова и Неаполя.
#21
Неаполитанский залив в лунную ночь. Фрагмент
#22

Парусник

#23
Изображенный Айвазовским небольшой парусник в центре картины относится к двухмачтовым парусникам типа «бово». На мачтах закреплены треугольные латинские паруса. Они едва наполнены ветром: на море штиль.
#24
Неаполитанский залив в лунную ночь. Фрагмент
#25
Морские суда интересовали художника не меньше, чем море. Он часто ходил под парусом, бывал в Европе, Турции и Америке. В 1842 году, путешествуя на пароходе по Бискайскому заливу, Айвазовский попал в сильный шторм. Художник описал свою встречу с морской стихией в журнале «Русская старина»: «Страх не подавил во мне способности воспринять и сохранить в памяти впечатление, произведенное на меня бурею, как дивною живою картиною».
#26

Земля

#27
Землю Айвазовский писал, используя свой метод: художник неровно подстригал жесткие кисти, чтобы на красочном слое оставались глубокие рельефные следы от щетины. Затем с помощью лессировочных (прозрачных) слоев краски, положенных тонкими штрихами, Айвазовский добавлял оттенки. Так создавалась фактура песка и камней, эффектно контрастирующая с водной гладью на картине.
#28
Неаполитанский залив в лунную ночь. Фрагмент
#29

Картезианский монастырь

#30
Исследователи творчества Айвазовского считают, что справа на картине изображен картезианский монастырь Чертоза-ди-Сан-Мартино. Он был построен в Неаполе на холме Вомеро в 1368 году у замка Кастель-Сант-Эльмо.
#31
Неаполитанский залив в лунную ночь. Фрагмент
#32
В пользу версии о монастыре говорят и фигуры в белых плащах у ступеней здания. Братья монашеского ордена картезианцев Римско-католической церкви носили длинные белые облачения с капюшоном. До 1866 года монастырь был действующим, после в нем создали музей. Иван Айвазовский, писавший картину в 1842 году, мог видеть в этих местах монахов-картезианцев из обители.
#33

Пиньи

#34
Итальянские сосны пинии вместе с каменной башней являются своего рода кулисами и создают классическую пейзажную композицию, разграничивая пространственные планы. Пинии с картины Айвазовского удивительно похожи на деревья с картины «Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо», которую художник Сильвестр Щедрин написал в 1829 году. Исследователи считают, что Айвазовский, знакомый с работами Щедрина, отдал таким образом дань мастеру-пейзажисту.
#35
Сильвестр Щедрин. Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо. 1829. Рязанский областной художественный музей
читать дальшескрыть

Неаполитанский залив

Время создания
1842
Размер
91x142 см
Техника
холст, масло
36
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Айвазовский И.К. Коллекция работ

Побережье около Ялты. Гора Магоби
Побережье около Ялты. Гора Магоби
Музей В.А. Тропинина
Вид Тифлиса
Вид Тифлиса
Ставропольский музей изобразительных искусств
Туманное утро в Италии
Туманное утро в Италии
Феодосийская галерея имени И.К. Айвазовского
Буря на море
Буря на море
Рыбинский музей-заповедник
Лунная ночь на берегу моря
Лунная ночь на берегу моря
Ярославский художественный музей
Лунная ночь на берегу моря
Лунная ночь на берегу моря
Государственный Русский музей
Севастополь
Севастополь
Липецкий областной краеведческий музей
Большой рейд в Кронштадте
Большой рейд в Кронштадте
Ярославский художественный музей
Прощание
Прощание
Челябинский музей изобразительных искусств
Морской вид
Морской вид
Воронежский музей им. И.Н. Крамского
Корабль «Мария» во время шторма
Корабль «Мария» во время шторма
Феодосийская галерея имени И.К. Айвазовского
Корабли на бушующем море
Корабли на бушующем море
Вятский художественный музей
Морской пейзаж
Морской пейзаж
Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Берег моря. Штиль
Берег моря. Штиль
Ярославский художественный музей
Южная ночь. Крым
Южная ночь. Крым
Художественная культура Русского Севера
Штиль у крымских берегов
Штиль у крымских берегов
РОСИЗО
Морской вид при луне
Морской вид при луне
Ярославский художественный музей
Морской пролив с маяком
Морской пролив с маяком
Государственный Русский музей
Лунная ночь
Лунная ночь
Музей Чеченской Республики
Море
Море
Вольский краеведческий музей
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%