Осенью 1840 года Иван Айвазовский окончил Академию художеств и вскоре отправился в командировку за границу, которая сделала его одним из самых известных художников в Европе. Он работал в Риме, Неаполе, Сорренто и Венеции, а также устраивал выставки в Париже, Амстердаме и Лондоне. О своем путешествии Айвазовский писал: «Рим, Неаполь, Венеция, Париж, Лондон, Амстердам удостоили меня самым лестным поощрением, и внутренне я не мог не гордиться моими успехами в чужих краях…».
В этой поездке художник постепенно преодолел ученическую робость и стал зрелым мастером. К концу командировки о нем уже говорили как об одном из самых замечательных маринистов своей эпохи. Более того, успехи молодого живописца отмечали и многие великие мастера старшего поколения. Например, художник Александр Иванов, с которым Айвазовский познакомился в Италии, утверждал, что «Айвазовский — человек с талантом. Воду никто так хорошо здесь не пишет». Даже король неаполитанский Фердинанд II Карл пожелал увидеть русского художника и купил у него полотно, изображающее неаполитанский флот. А Папа Римский Григорий XVI в знак поощрения вручил Айвазовскому золотую медаль. В этот период окончательно сформировался метод работы художника: создавать картины по памяти и воображению, путем импровизации. Свой метод, которому, кстати сказать, следовали многие художники-романтики, Айвазовский объяснял следующим образом: «Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры…».
Во время этой учебной поездки за границу была создана картина «Неаполитанский залив утром». В ней художнику блестяще удалось передать трепет и нежность пробуждающейся природы Италии. Ясные тона картины усиливают впечатление глубокого покоя, разлитого в природе. Изображено раннее утро над Неаполитанским заливом: встает солнце, неподвижна гладь залива; вдали, в блеске восходящего солнца, виднеется дымящийся вулкан Везувий. На первом плане — лодка с рыбаками, фигуры их расположены против света и мягким силуэтом вырисовываются на фоне голубого неба.
В этой поездке художник постепенно преодолел ученическую робость и стал зрелым мастером. К концу командировки о нем уже говорили как об одном из самых замечательных маринистов своей эпохи. Более того, успехи молодого живописца отмечали и многие великие мастера старшего поколения. Например, художник Александр Иванов, с которым Айвазовский познакомился в Италии, утверждал, что «Айвазовский — человек с талантом. Воду никто так хорошо здесь не пишет». Даже король неаполитанский Фердинанд II Карл пожелал увидеть русского художника и купил у него полотно, изображающее неаполитанский флот. А Папа Римский Григорий XVI в знак поощрения вручил Айвазовскому золотую медаль. В этот период окончательно сформировался метод работы художника: создавать картины по памяти и воображению, путем импровизации. Свой метод, которому, кстати сказать, следовали многие художники-романтики, Айвазовский объяснял следующим образом: «Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры…».
Во время этой учебной поездки за границу была создана картина «Неаполитанский залив утром». В ней художнику блестяще удалось передать трепет и нежность пробуждающейся природы Италии. Ясные тона картины усиливают впечатление глубокого покоя, разлитого в природе. Изображено раннее утро над Неаполитанским заливом: встает солнце, неподвижна гладь залива; вдали, в блеске восходящего солнца, виднеется дымящийся вулкан Везувий. На первом плане — лодка с рыбаками, фигуры их расположены против света и мягким силуэтом вырисовываются на фоне голубого неба.