Картина «Портрет старика» кисти Владимира Маковского, созданная в 1901 году, относится к позднему периоду творчества художника. Прославившийся бытописанием беднейших слоёв общества Маковский всегда был приверженцем реализма в живописи. В фигуре на этом полотне, изображённой искусно, но без прикрас, нет и намёка на глянец. Всё здесь: от простой одежды и деревянной палки в руках, до морщин на лице, рисует нам образ человека прошедшего нелёгкую жизнь.
#8
#15
Владимир Маковский появился на свет в 1846 году, на семь лет позже своего брата, также ставшего впоследствии известным художником — Константина Маковского. Их отец — Ефим Маковский, бухгалтер и художник-любитель, один из основателей Московского училища живописи и ваяния, а мать Любовь Маковская была преподавателем пения Московской консерватории.
Маковский В. Е. Автопортрет. 1905
#16
Дом семьи Маковских был настоящим культурным центром Москвы. У них в гостях бывали Глинка, Гоголь, Щепкин, Брюллов и Тропинин. Тропинин же давал Владимиру Маковскому первые уроки изобразительного искусства.
Свою первую жанровую работу — «Мальчик, продающий квас» — Владимир Маковский написал в 15 лет. После завершения художественного училища в 1866 году с серебряной медалью, он получил звание классного художника III степени. Но уже в 1869 году за работу «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» ему была присвоена высшая степень — первая. Вскоре после этого Маковский примкнул и был избран членом правления Товарищества передвижных художественных выставок. А в 1873-м за картину «Любители соловьёв» был удостоен звания академика Императорской академии художеств.
Если брат Константин был, что называется, салонным художником, то большинство работ Владимира Маковского связанно с жизнью людей, принадлежащих к низам общества. В работах, натуру для которых он искал по ночлежкам и блошиным рынкам, нет ничего идиллического. «Он посещает все богадельни… Он знает все захолустья Москвы, все трущобы, его встретите на рынках, на народных гуляниях, на всех толкучках и тут же на балах, в театрах, концертах, в маскарадах, на бульваре» — писал о Владимире Маковском критик Николай Александров в своём «Художественном журнале».
Ту убедительность, с которой Владимир Маковский изображал крестьян, отставных солдат, больных, нищих и пьяниц, критики потом назовут жанром русского критического реализма. Частью этого наследия является и картина «Ночлежный дом», на которой он изобразил спившегося, одетого в обноски, основателя жанра русского романтического пейзажа, автора картины «Грачи прилетели» художника Алексея Саврасова.
Беспристрастности в изображении народной жизни не уступала и работоспособность Владимира Маковского. За свой почти шестидесятилетний период творчества он создал более полутора тысяч полотен, которые сегодня можно встретить в крупнейших музеях России и по всему миру.
Если брат Константин был, что называется, салонным художником, то большинство работ Владимира Маковского связанно с жизнью людей, принадлежащих к низам общества. В работах, натуру для которых он искал по ночлежкам и блошиным рынкам, нет ничего идиллического. «Он посещает все богадельни… Он знает все захолустья Москвы, все трущобы, его встретите на рынках, на народных гуляниях, на всех толкучках и тут же на балах, в театрах, концертах, в маскарадах, на бульваре» — писал о Владимире Маковском критик Николай Александров в своём «Художественном журнале».
Ту убедительность, с которой Владимир Маковский изображал крестьян, отставных солдат, больных, нищих и пьяниц, критики потом назовут жанром русского критического реализма. Частью этого наследия является и картина «Ночлежный дом», на которой он изобразил спившегося, одетого в обноски, основателя жанра русского романтического пейзажа, автора картины «Грачи прилетели» художника Алексея Саврасова.
Беспристрастности в изображении народной жизни не уступала и работоспособность Владимира Маковского. За свой почти шестидесятилетний период творчества он создал более полутора тысяч полотен, которые сегодня можно встретить в крупнейших музеях России и по всему миру.
#17
Образы старых крепостных в картинах В. Е. Маковского
#18
Брянский областной художественный музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Портрет старика
Время создания
1901
Размер
41x26 см
Техника
холст, масло
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться