Владимир Егорович Маковский — художник-передвижник, живописец и график, педагог; академик, действительный член Петербургской Академии художеств. Ведущее место в творчестве художника занимала жанровая живопись, наиболее тесно связанная с современностью.
В 1872 году Владимир Маковский вступил в Товарищество передвижных выставок, став одним из активных его участников. Лейтмотивом произведений художника 1870-х годов был интерес к «маленькому человеку», его горестям и радостям.
Маковский — непревзойденный мастер жанрово-бытовой живописи. В своих многочисленных полотнах он показал жизнь почти всех социальных групп и сословий России за шестьдесят лет ее истории. Ясность содержания, глубина мысли, правдивость и занимательность повествования отличают все лучшие работы художника. Если его ранние композиции добродушно-анекдотичны, то со временем в произведениях Маковского появляются тревожные ноты, напоминающие зрителю о социальной несправедливости, об униженных и оскорбленных. Многочисленные образы его жанровых картин всегда характерны и типичны. Современники Маковского передают интересный факт. Когда некий иностранец-художник, изумленный разнообразием типов в картинах Маковского, просил его показать своих натурщиков, Маковский, указав на шумную улицу, сказал: «Вот мои натурщики!».
В начале 1870-х годов художник, наблюдая за жизнью «маленьких людей», часто пишет небольшие однофигурные композиции, представляющие собой добросовестно исполненные этюды. Среди них — «Дьячок», в образе которого художник сочувственно, с симпатией изображает мелкого церковного служку. Чаще всего передвижники относились к служителям церкви критически, но Владимир Маковский дал мягкую, ироническую трактовку характера своего героя. В правой руке дьячок держит просфору — белый хлебец, употребляемый в обрядах православного богослужения, в левой руке — жестяную кружку для сбора подаяний. Этот же добродушный старик позировал Маковскому для картины «Церковный сторож» из собрания Русского музея в Петербурге. Произведение отличается подробной повествовательностью, точной до педантичности выписанностью деталей и предельной живописной законченностью.
Картина поступила в 1925 году из Государственного музейного фонда. Ранее она принадлежала известному московскому собирателю Козьме Солдатёнкову и затем была подарена им в Румянцевский музей.
В 1872 году Владимир Маковский вступил в Товарищество передвижных выставок, став одним из активных его участников. Лейтмотивом произведений художника 1870-х годов был интерес к «маленькому человеку», его горестям и радостям.
Маковский — непревзойденный мастер жанрово-бытовой живописи. В своих многочисленных полотнах он показал жизнь почти всех социальных групп и сословий России за шестьдесят лет ее истории. Ясность содержания, глубина мысли, правдивость и занимательность повествования отличают все лучшие работы художника. Если его ранние композиции добродушно-анекдотичны, то со временем в произведениях Маковского появляются тревожные ноты, напоминающие зрителю о социальной несправедливости, об униженных и оскорбленных. Многочисленные образы его жанровых картин всегда характерны и типичны. Современники Маковского передают интересный факт. Когда некий иностранец-художник, изумленный разнообразием типов в картинах Маковского, просил его показать своих натурщиков, Маковский, указав на шумную улицу, сказал: «Вот мои натурщики!».
В начале 1870-х годов художник, наблюдая за жизнью «маленьких людей», часто пишет небольшие однофигурные композиции, представляющие собой добросовестно исполненные этюды. Среди них — «Дьячок», в образе которого художник сочувственно, с симпатией изображает мелкого церковного служку. Чаще всего передвижники относились к служителям церкви критически, но Владимир Маковский дал мягкую, ироническую трактовку характера своего героя. В правой руке дьячок держит просфору — белый хлебец, употребляемый в обрядах православного богослужения, в левой руке — жестяную кружку для сбора подаяний. Этот же добродушный старик позировал Маковскому для картины «Церковный сторож» из собрания Русского музея в Петербурге. Произведение отличается подробной повествовательностью, точной до педантичности выписанностью деталей и предельной живописной законченностью.
Картина поступила в 1925 году из Государственного музейного фонда. Ранее она принадлежала известному московскому собирателю Козьме Солдатёнкову и затем была подарена им в Румянцевский музей.