Русская жанровая живопись XIX века, особенно передвижников, широко и объективно освещала современную жизнь, поднимала значимые социальные, моральные и эстетические вопросы. Передвижники создали искусство, которое должно было говорить правду о жизни. Их картины заставляли задумываться над общественными вопросами, сострадать тем, кто несчастен и обездолен.
Наиболее значительным мастером передвижнической жанровой картины второй половины XIX века был Владимир Егорович Маковский, работавший в жанре городского пейзажа. Уникальный дар наблюдательности сделал Маковского настоящим летописцем московской городской среды. Чиновники и сановники, крестьяне и мещане показаны в огромном разнообразии характеров и сюжетных ситуаций. В картинах, живописующих драматические моменты, Маковский основное внимание сосредоточивал на типах, участвующих в рассказе, а не на событии как таковом. Небольшая картина «В ожидании аудиенции» принадлежит новому веку не только временем создания — 1904 год, но и способом передачи жизненных наблюдений, новым художественным языком.
На фоне роскошных росписей старорусского интерьера с имперской символикой художник представляет характерные типы дворцовых приёмных. Блистательные «их высокопревосходительства» проводят время в светских беседах в ожидании аудиенции. Лица сановников настолько характерны, что можно предположить их портретность. В созданных образах нет ни насмешки, ни шаржированности. Художник, благожелательно относящийся к любимым им обывателям, так же снисходителен к сильным мира сего.
В начале ХХ века Маковский, всеми признанный корифей бытовой живописи, академик и профессор, руководитель мастерской в Академии художеств, тем не менее не утратил демократических корней и к внешним признакам своего высокого положения в обществе относился трезво. Об этом свидетельствует случай, описанный в воспоминаниях Минченкова: «Будучи профессором, он дослужился до высоких чинов и должен был носить даже какой-то мундир с белыми брюками, но, по правилам Товарищества, не надевал никаких знаков отличия, даже значка профессорского. Президент академии князь Владимир раз шутливо заметил Маковскому: «Вы уже, кажется, «ваше превосходительство», а почему не в белых штанах?» — «В сём виде, — ответил Владимир Егорович, — я бываю только в спальне, и то не всегда». Князь стал в позу и произнёс многозначительно: «Но… но… но!..»
Наиболее значительным мастером передвижнической жанровой картины второй половины XIX века был Владимир Егорович Маковский, работавший в жанре городского пейзажа. Уникальный дар наблюдательности сделал Маковского настоящим летописцем московской городской среды. Чиновники и сановники, крестьяне и мещане показаны в огромном разнообразии характеров и сюжетных ситуаций. В картинах, живописующих драматические моменты, Маковский основное внимание сосредоточивал на типах, участвующих в рассказе, а не на событии как таковом. Небольшая картина «В ожидании аудиенции» принадлежит новому веку не только временем создания — 1904 год, но и способом передачи жизненных наблюдений, новым художественным языком.
На фоне роскошных росписей старорусского интерьера с имперской символикой художник представляет характерные типы дворцовых приёмных. Блистательные «их высокопревосходительства» проводят время в светских беседах в ожидании аудиенции. Лица сановников настолько характерны, что можно предположить их портретность. В созданных образах нет ни насмешки, ни шаржированности. Художник, благожелательно относящийся к любимым им обывателям, так же снисходителен к сильным мира сего.
В начале ХХ века Маковский, всеми признанный корифей бытовой живописи, академик и профессор, руководитель мастерской в Академии художеств, тем не менее не утратил демократических корней и к внешним признакам своего высокого положения в обществе относился трезво. Об этом свидетельствует случай, описанный в воспоминаниях Минченкова: «Будучи профессором, он дослужился до высоких чинов и должен был носить даже какой-то мундир с белыми брюками, но, по правилам Товарищества, не надевал никаких знаков отличия, даже значка профессорского. Президент академии князь Владимир раз шутливо заметил Маковскому: «Вы уже, кажется, «ваше превосходительство», а почему не в белых штанах?» — «В сём виде, — ответил Владимир Егорович, — я бываю только в спальне, и то не всегда». Князь стал в позу и произнёс многозначительно: «Но… но… но!..»