Участники Товарищества передвижных художественных выставок братья Маковские были мастерами бытового жанра. Их отец, художник-любитель Егор Маковский, был одним из основателей московских рисовальных классов, которые позднее преобразовали в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Владимир Маковский окончил петербургскую Академию художеств. Он писал и жанровые полотна, и портреты, а также иллюстрировал книги. В 1872 году он вступил в Товарищество передвижных выставок. В своем творчестве Маковский обращался к образам революционной интеллигенции, социальной критике, общественно-политическим проблемам.
Представленная в экспозиции картина «Осужденный» является вариантом полотна, которое хранится в Русском музее. На ней молодого человека в арестантской одежде под охраной выводят из зала суда. Присутствие жандармов указывает на то, что героя арестовали за политическое преступление. Рядом стоят старики-родители, также среди присутствующих можно увидеть студента и курсистку.
Это картина посвящена судебным процессам 1877–1878 годов. «Процесс пятидесяти», или «Процесс москвичей», касался участников Всероссийской социально-революционной организации. Судили революционеров-народников по обвинению в участии в «тайном сообществе, задавшемся целью ниспровержения существующего порядка». Это был первый в России политический процесс, на котором активно выступали рабочие и женщины. Процесс проходил гласно, публично, с 21 февраля по 14 марта 1877 года. Участников приговорили к каторге, ссылке в Сибирь, принудительным работам, а некоторые отбывали сроки в тюрьмах и смирительных домах.
Вторым резонансным разбирательством тех лет был «Процесс ста девяносто трех» или «Большой процесс». Официально он назывался «Делом о пропаганде в Империи». Революционеров-народников судили в Санкт-Петербурге в Особом присутствии Правительствующего сената. Фигурантами дела были участники «хождения в народ», которых арестовали за революционную пропаганду в 1873–1877 годах. Все сообщество обвинялось в подготовке «ниспровержения порядка государственного устройства». Обвинительный акт указывал на их готовность к совершению преступлений, инкриминировал им намерение «перерезать всех чиновников и зажиточных людей», осуждал их «учение сулящее в виде ближайше осуществимого блага житье на чужой счет».
Написанная в этот период картина «Осужденный» вызвала большой общественный резонанс. «Перед картиной Маковского плачут», — писал художник Иван Крамской. Высокую оценку картине дал и критик Владимир Стасов:
Владимир Маковский окончил петербургскую Академию художеств. Он писал и жанровые полотна, и портреты, а также иллюстрировал книги. В 1872 году он вступил в Товарищество передвижных выставок. В своем творчестве Маковский обращался к образам революционной интеллигенции, социальной критике, общественно-политическим проблемам.
Представленная в экспозиции картина «Осужденный» является вариантом полотна, которое хранится в Русском музее. На ней молодого человека в арестантской одежде под охраной выводят из зала суда. Присутствие жандармов указывает на то, что героя арестовали за политическое преступление. Рядом стоят старики-родители, также среди присутствующих можно увидеть студента и курсистку.
Это картина посвящена судебным процессам 1877–1878 годов. «Процесс пятидесяти», или «Процесс москвичей», касался участников Всероссийской социально-революционной организации. Судили революционеров-народников по обвинению в участии в «тайном сообществе, задавшемся целью ниспровержения существующего порядка». Это был первый в России политический процесс, на котором активно выступали рабочие и женщины. Процесс проходил гласно, публично, с 21 февраля по 14 марта 1877 года. Участников приговорили к каторге, ссылке в Сибирь, принудительным работам, а некоторые отбывали сроки в тюрьмах и смирительных домах.
Вторым резонансным разбирательством тех лет был «Процесс ста девяносто трех» или «Большой процесс». Официально он назывался «Делом о пропаганде в Империи». Революционеров-народников судили в Санкт-Петербурге в Особом присутствии Правительствующего сената. Фигурантами дела были участники «хождения в народ», которых арестовали за революционную пропаганду в 1873–1877 годах. Все сообщество обвинялось в подготовке «ниспровержения порядка государственного устройства». Обвинительный акт указывал на их готовность к совершению преступлений, инкриминировал им намерение «перерезать всех чиновников и зажиточных людей», осуждал их «учение сулящее в виде ближайше осуществимого блага житье на чужой счет».
Написанная в этот период картина «Осужденный» вызвала большой общественный резонанс. «Перед картиной Маковского плачут», — писал художник Иван Крамской. Высокую оценку картине дал и критик Владимир Стасов: