Автор этого скромного по своим размерам произведения принадлежит к числу популярных русских художников второй половины XIX — начала XX века, известных преимущественно как жанристы. Но он, кроме того, был портретист, автор пейзажей и картин на евангельские сюжеты, рисовальщик, гравер и литограф. Все это свидетельствует о мастере как об очень одаренной личности, оставившей заметный след в истории национальной русской культуры.
Владимир Маковский представляет семейство, из которого вышло несколько живописцев, интересных своим творчеством, несколько непохожих друг на друга как излюбленной тематикой, так и индивидуальной манерой, иногда очень яркой. Отец, бухгалтер Экспедиции кремлевского строения, коллекционировал художественные произведения и сам занимался живописью. Один из братьев, Константин, — автор многочисленных эффектных картин, нередко салонного характера. Николай был по образованию архитектором, но при этом оказался талантливым жанристом и портретистом и, даже прожив сравнительно недолгую жизнь, занял заметное место в русском искусстве.
Владимир отличался удивительной творческой активностью. Окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества (а после него Императорскую Академию художеств), он затем преподавал в училище в 1882–1894 годах. В этот период он как живописец работал на Украине, в Орловской губернии, в Тифлисе, в Крыму и на Кавказе. Писал много небольших по формату и окрашенных проявлением юмора картин, но наряду с ними им было написано и такое обличительное полотно, как «Свидание».
Произведение «Украинка» отличает этюдный характер. Изображение немолодой женщины-крестьянки в национальной одежде, за хозяйственной работой, выполнено мастерски, уверенной рукой, непосредственно с натуры. Нельзя не отметить искусную моделировку и чистый колорит с хорошо найденными соотношениями голубого и зеленого с глухими тонами и белизной одежды. При всей недосказанности сюжета здесь все же присутствует художественная завершенность, вполне удовлетворяющая даже взыскательного зрителя. Это своеобразный тип камерной картины, рассчитанной на скромное жилое помещение, на украшение интерьера в соответствии с эстетическими нормами последней четверти XIX века.
Картина поступила в музей в 1945 году из Государственной закупочной комиссии.