Полотна художника-пейзажиста Исаака Левитана входили в собрание Павла Третьякова, основателя Третьяковской галереи, их демонстрировали на выставках в России и Париже. Благодаря своему таланту Левитан стал академиком пейзажной живописи и преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества, в котором учился в прошлом.
Представленный на выставке этюд «Лунный пейзаж» относится к 1890-м годам, к позднему периоду творчества художника. В это время на его картинах преобладали сумеречные и ночные пейзажи, он писал спящие деревни, лунные тихие ночи. Левитан обращался к спокойным, умиротворенным сюжетам, мастер стремился выявить главное в живой природе.
Этюд был создан во время работы над картиной «Сумерки. Стога» из коллекции Третьяковской галереи. Художник искал способ передать на холсте тишину лунной ночи с помощью красок. На выставке представлен один из вариантов этого поиска, который длился на протяжении шести лет. Художник изобразил округлые очертания стогов сена, которые словно тают в сумраке. В ночной мгле призрачно белеют стволы берез, излучающие приглушенный свет. Видимая простота мотива сочетается с множеством вибрирующих оттенков. Мягкий колорит этюда с преобладанием оттенков голубого и зеленого передает лунный свет, цветовая гамма тонкая и точная. Статичность композиции и обобщенные формы также выражают ночной покой и умиротворенность.
Исаак Левитан часто бывал в Ялте у писателя Антона Чехова, с которым был дружен на протяжении многих лет. Один из вариантов темы «стогов сена в лунную ночь» он создал для дома Чехова. Взгляд Левитана-живописца во многом созвучен лирическим описаниям пейзажа в творчестве Чехова. Герои рассказа писателя «В овраге» верят, что «как ни велико зло, все же ночь тиха и прекрасна, и все же в божьем мире правда есть и будет, такая же тихая и прекрасная, и все на земле только ждет, чтобы слиться с правдой, как лунный свет сливается с ночью…».
Исаак Левитан — мастер «пейзажа настроения», художник стремился выразить в образах природы чувства и переживания. В его произведениях отразилась разнообразная гамма эмоций и философских размышлений.
Представленный на выставке этюд «Лунный пейзаж» относится к 1890-м годам, к позднему периоду творчества художника. В это время на его картинах преобладали сумеречные и ночные пейзажи, он писал спящие деревни, лунные тихие ночи. Левитан обращался к спокойным, умиротворенным сюжетам, мастер стремился выявить главное в живой природе.
Этюд был создан во время работы над картиной «Сумерки. Стога» из коллекции Третьяковской галереи. Художник искал способ передать на холсте тишину лунной ночи с помощью красок. На выставке представлен один из вариантов этого поиска, который длился на протяжении шести лет. Художник изобразил округлые очертания стогов сена, которые словно тают в сумраке. В ночной мгле призрачно белеют стволы берез, излучающие приглушенный свет. Видимая простота мотива сочетается с множеством вибрирующих оттенков. Мягкий колорит этюда с преобладанием оттенков голубого и зеленого передает лунный свет, цветовая гамма тонкая и точная. Статичность композиции и обобщенные формы также выражают ночной покой и умиротворенность.
Исаак Левитан часто бывал в Ялте у писателя Антона Чехова, с которым был дружен на протяжении многих лет. Один из вариантов темы «стогов сена в лунную ночь» он создал для дома Чехова. Взгляд Левитана-живописца во многом созвучен лирическим описаниям пейзажа в творчестве Чехова. Герои рассказа писателя «В овраге» верят, что «как ни велико зло, все же ночь тиха и прекрасна, и все же в божьем мире правда есть и будет, такая же тихая и прекрасная, и все на земле только ждет, чтобы слиться с правдой, как лунный свет сливается с ночью…».
Исаак Левитан — мастер «пейзажа настроения», художник стремился выразить в образах природы чувства и переживания. В его произведениях отразилась разнообразная гамма эмоций и философских размышлений.