Портрет, ранее находившийся в собрании княжеского рода Юсуповых, поступил в омское собрание в 1927 году из Государственного музейного фонда. Эта картина занимает важное место в экспозиции русского искусства XVIII — начала XIX века и относится к такому явлению отечественной культуры, как «россика». Этим термином искусствоведы называют картины художников-иностранцев, работавших в России в XVIII веке.
Австрийский живописец Иоганн Баптист Лампи Старший являлся одним из лучших мастеров парадного портрета своего времени. Успехи его были стремительны: уже в 22 года Лампи стал членом Веронской академии художеств, быстро снискав себе славу отличного портретиста. В январе 1792 года русская императрица Екатерина II пригласила Лампи в Санкт-Петербург, где тот пробыл пять лет.
В 1793 году Лампи написал с натуры портрет Екатерины II в полный рост (собрание Государственного Эрмитажа). К этой работе было создано несколько подготовительных вариантов и эскизов, один из них находится в коллекции Омского музея. Это поколенный портрет, в точности повторяющий изображение императрицы с большого полотна — совпадают расположение и разворот фигуры, а также аксессуары и костюм. Художник изобразил Екатерину Великую в светлом шелковом платье, горностаевой мантии, скрепленной алмазной застежкой-аграфом. Ее прическу украшают малая корона и диадема.
В картинах Лампи насыщенный, но вместе с тем нежный и приглушенный колорит; для его живописной манеры характерен свободный плавный мазок, смягчающий светотеневые градации. Художнику особенно удавалось эффектно поставить натуру и приукрасить ее, но без значительного ущерба для сходства с действительностью. Портрет являет собой пример «деликатности» кисти австрийского живописца — глядя на картину, трудно поверить, что изображенной на ней женщине более шестидесяти лет.
Для парадных портретов данной эпохи характерно стремление возвеличить натуру, представить ее с лучшей стороны, для чего в композиции использовалась «низкая» точка зрения. Человек изображался в полный рост на фоне богатого интерьера, предметов, рассказывающих о его положении в обществе, его значимых делах и увлечениях. «Портрет Екатерины II» из омского собрания не является исключением. Императрица предстает перед нами на фоне внутреннего убранства дворца. Мы видим часть трона, тяжелую ткань драпировки за ее спиной, а также аллегорическую фигуру Истины с зеркалом в руке, символизирующую справедливость правления Екатерины II. Высокий статус правительницы определяют атрибуты царской власти: скипетр, украшенный знаменитым бриллиантом «Орлов», подаренным Екатерине ее фаворитом графом Григорием Орловым, ленты орденов. После знакомства с хранящимся в Эрмитаже большим портретом Екатерины II становится понятен жест ее левой руки. Она указывает на барельеф с портретом Петра I, над которым лежат книги. Очевидно, это введенный им Свод законов. Вся аллегорическая программа портрета призвана подчеркнуть то, что Екатерина является прямой продолжательницей дел Петра Великого.