В последние годы жизни признанный художник-пейзажист Исаак Левитан приступает к работе над большим, монументальным полотном «Озеро» — собирательным образом русской природы. Художник изначально предполагал назвать свою картину «Русь», потому что он собирал в ней свои размышления о характере и душе России. Но картина осталась незаконченной, сейчас она находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Сохранилось много этюдов и эскизов к ней, одним из которых, вероятно, и является произведение из собрания Пензенской картинной галереи им. К. А. Савицкого. Оно было написано в подмосковном имении Богородское семьи Олениных, расположенном близ озера Сенеж и станции Подсолнечная Николаевской железной дороги.
1 / 2
#1
Левитан И.И.
Озеро. Весна
#11
#12
Прекрасный вид на озеро радовал художника. 23 июня 1898 года он писал Антону Павловичу Чехову, своему другу: «Живу я здесь в великолепном месте: на берегу, очень высоком, громадного озера. Кругом меня леса, а озеро кишит рыбой…»
Исаак Ильич Левитан (1860–1900). Озеро. 1899–1900. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
#13
Озеро, затерявшееся в средней полосе России, солнечный день, тронутая ветром глубокая синяя гладь воды, бегущие по небу облака, бурные кроны берез — все такое знакомое и родное И. И. Левитану. Он был первым русским художником, сумевшим увидеть характерную неповторимость ландшафта средней полосы России, прочувствовать и передать его особую скромную лирику.
«Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, и чем дальше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков», — писал Константин Паустовский о живописи И. И. Левитана.
Исаака Левитана называли «пейзажистом настроения», природа в его картинах одухотворена эмоциями, сквозь которые она воспринимается художником, а затем и зрителем. В каждом уголке Исаак Ильич Левитан умел найти что-то заветное и сокровенное.
«Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, и чем дальше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков», — писал Константин Паустовский о живописи И. И. Левитана.
Исаака Левитана называли «пейзажистом настроения», природа в его картинах одухотворена эмоциями, сквозь которые она воспринимается художником, а затем и зрителем. В каждом уголке Исаак Ильич Левитан умел найти что-то заветное и сокровенное.
#14
#7
Левитан — это художник, который так ясно, таким чистым, таким пленительным голосом спел свою песню о русской природе, что противоречивых толкований его творчества мы почти не встречаем в литературе. И трудно даже встретить зрителей, которые, подходя к его произведениям с открытой душой и сердцем, останутся равнодушными, не попадут под обаятельную, удивительную искренность и влюбленность Левитана в русскую природу, не подпадут под обаяние его редчайшей способности передавать все оттенки, все особенности характерных признаков и черт природы средней полосы России».
Б.В. Иогансон
#15
Пензенская картинная галерея им. К.А.Савицкого
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Озеро. Весна
Время создания
1898
Размер
91x58,8 см
Техника
холст, масло
7
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться