Константин Алексеевич Васильев — русский художник, широко известный своими работами на былинно-мифологические темы и на темы вечных человеческих ценностей.
Учился К. Васильев в Московской художественной школе-интернате при Институте им. Сурикова Академии художеств СССР, окончил Казанское художественное училище в 1961 г., жил в посёлке Васильево под Казанью,
Творческое наследие К. Васильева многопланово и разнообразно и насчитывает около 200 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, картины на былинные сюжеты, на темы современной русской духовной культуры и истории.
Картина «Лебеди» была написана в период, когда Васильев работал лаборантом астрономической обсерватории. Он часто ходил из Васильева в обсерваторию пешком, и путь его пролегал через долину речки Карасиха. В один из таких своих походов он задумал написать пейзаж. На переносном этюднике он написал первый пробный вариант картины, который требовал дальнейшего раскрытия и углубления замысла. Вдруг у него возникла мысль населить этот пейзаж лебедями. Но здесь нет какой-то привязанной легенды, нет какого-то сюжета, просто ему нужно было в этот пейзаж вкрапить живую душу. Одновременно он разрабатывал мотивы присутствия девушки в лоне природы как символа женской красоты. И вот тут удачно слились все три момента: пейзажный образ, образ лебедей и образ женщины.
Существуют интерпретации данной работы: иногда Константину представлялось, что дева должна быть в монашеском наряде, и мы видим женщину в платке и в строгом одеянии, с грустью глядящую на взлетающих в высь лебедей. В народном понимании лебеди — это символ любви и мы уже видим юную деву, цветущую своею молодостью, мечтающую о любви, смотрящую на пару влюбленных лебедей. Всего существует четыре варианта картины.Картины Васильева многогранны. Они будят в людях самые невероятные ассоциации, и у кого-то в Москве возникла связь между легендой о граде Китеже и вот этими лебедями, это тоже имеет право на жизнь. В целом «Лебеди» — это триединство: великолепной природы, лебединой верности и красивейшей души, так или иначе представленной в этой девушке.
По воспоминаниям О.Е. Шорникова