Богатырь родился «в городе во Чернигови…не простого он роду был-боярского». Вольга выдавал себя за племянника и крестника киевского князя Владимира:
Как пожаловал меня да родной дядюшка, Родной дядюшка да крестный батюшка, Ласковый Владимир Стольнокиевский.
Вольга — человеческий (княжеский сын), но способен к оборотничеству. Все начинается с рождения богатыря таинственно и чудесно. Вольга Всеславьевич появился на свет от княжны Марфы Всеславьевны. Едва родившись, он уже говорит «как гром гремит», его пеленают в «латы буланные», кладут в колыбель «злат шелом» и «палицу в триста пуд». В семь лет чудо-ребенок постигает грамоту, а к десяти годам разные хитрости-мудрости. Вольга владел сокровенным знанием и мог, сказав заветное слово, обратиться в муравья, чтобы пробраться во вражескую крепость, или, приняв образ горностая, перегрызть тетиву луков у врага, принимал, если требовалось облик волка, оленя, барана, сокола, щуки. Создавая образ русского былинного героя, Васильев указал на его преемственную связь с древним славянским богом Сварожичем — бога огня и огненных ремесел. Очевидно, Константин считал в силу каких-то внутренних симпатий, что наиболее зримый и мощный символ — это огонь как дар, низведенный на землю.
При первом же взгляде на картину, которую художник назвал «Огненный меч», испытываешь ее притягательную силу. Это придает картине объемность, лишает статичности, несмотря на внешнюю простоту композиции. Васильев точно вдохнул жизнь в этот художественный образ. В вытянутую руку Вольги Святославовича Константин вложил огненный меч, который языками пламени будто прожигает ограниченное рамками картины пространство, врывается в реальную жизнь. Богатырь передает небесный огонь людям, поражая своим мечом всякую скверну и возжигая жаждующие гореть сердца. Кольчуга с большим стальным диском на груди- символом солнца, за спиною трепещет, словно стяг, огненно -красный плащ, в левой руке- большой круглый щит с изображением волчьей головы. Все остальные ипостаси, который мог принимать Вольга, — щука, баран, сокол — обрамляют картину.