Туржанский Леонард (Леонид) Викторович родился 30 сентября (12 октября) 1874 года в Екатеринбурге в семье врача. Родители поощряли увлечение сына искусством с детства, поэтому в течение нескольких лет Туржанский брал уроки рисования у художника и педагога Н.М. Плюснина. Для дальнейшего получения образования Леонард Викторович отправился в северную столицу, где поступил в Центральное училище технического рисования, а после переехал в Москву, где 1898 году начал обучение в Училище живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками стали известные русские художники — К.А. Коровин, В.А. Серов, А.М. Васнецов и А.С. Степанов. Об успехах в обучении Леонарда Туржанского могут многое сказать слова К.А. Коровина:
Я завидую ему — какое у него чувство поэзии в живописи, какой интересный колорит!
Коровин К.А.
Именно так говорил о своем ученике ярчайший российский художник. Благодаря пройденной школе, Леонард Викторович будет тесно связан с традициями русского искусства XIX века, но он станет одним из первых в России, кто применит художественный метод импрессионизма. Свои работы Леонард Туржанский экспонировал на выставках художников–передвижников, а в 1910 году присоединился к «Союзу русских художников». Впоследствии он станет одним из ведущих художников «Союза» и навсегда свяжет свое имя с этим объединением.
Несмотря на то, что работы Леонарда Викторовича Туржанского отличает жанровое разнообразие, наиболее значительными в его наследии можно назвать именно пейзажи. Особое место в его творчестве занимает поселок Малый Исток под Екатеринбургом, где в 1912 году художник приобрел небольшой дом и обустроил мастерскую. Именно здесь Туржанский черпал свои излюбленные мотивы и создавал уральские пейзажи, пропитанные большой любовью художника к природе тех мест. Леонард Викторович приезжал туда каждую весну и оставался работать до глубокой осени.
Картина с довольно прозаическим названием «Куры», представленная в нашем музее, на которой изображены четыре птицы, снующие во дворе, производит впечатление максимальной естественности. Во многих ландшафтах Туржанского присутствуют анималистические мотивы с акцентом на домашних животных. Но присутствие животных не ограничивается «стаффажной» ролью. Запечатлев птиц укрупненно и максимально приближенно к зрителю, художник буквально передает случайно пойманный им «кусок жизни» русской деревни и ее обитателей. Энергично ракурсное построение композиции подчеркнуто линией, пересекающей плоскость по диагонали. Отметим также, что благодаря выбранному художником формату пространство холста не замкнуто, а развернуто вширь таким образом, что изображение словно не вмещается в пределах картины, и его продолжение зритель может мысленно представить и за границами рамы. В то же время картина проста и цельна по композиции, поэтому особая роль в создании художественного образа была отведена способу наложения красочных масс.
В данной работе краски расположены рельефно, плотным слоем, частично с помощью мастихина. Ярко выраженные мазки, наложенные отдельно друг от друга, придают «движения» всей картине. Манеру письма Леонарда Туржанского можно назвать темпераментной и экспрессивной. Многие современники стремились подражать Леонарду Викторовичу в его живописной технике и даже соревновались в том, кто пишет «туржанистее». Те, кто знал художника и видел, как он пишет свои полотна, поражались палитре мастера. Говорили, что на ней всегда были «горы грязных красок». При этом художнику удавалось выбирать чистые и солнечные тона для своих сюжетов. Так и в композиции нашей картины есть реальное ощущение палящего солнца и воздуха, пропитанного полуденным зноем, от которых прячутся в густую тень домашние птицы.
Умение передавать солнечное освещение во всей его яркости, многоцветности и красоте, умение показать движение солнечных бликов на различных поверхностях — все это пришло в русскую живопись XX века вместе с художниками «Союза». Поэтому можно сказать, что содержание полотна «Куры» заложено и в его колористическом решении, построенном на возможностях избранных художником красок. Туржанский предпочитал земляные краски (охра, умбра), чем объясняется теплый золотистый колорит многих его работ.