Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское искусство XIX–XX веков»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Куры

Время создания
начало ХХ века
Размер
54x97 см
Техника
картон, масло
0
Открыть в приложении
#2

Туржанский Леонард (Леонид) Викторович родился 30 сентября (12 октября) 1874 года в Екатеринбурге в семье врача. Родители поощряли увлечение сына искусством с детства, поэтому в течение нескольких лет Туржанский брал уроки рисования у художника и педагога Н.М. Плюснина. Для дальнейшего получения образования Леонард Викторович отправился в северную столицу, где поступил в Центральное училище технического рисования, а после переехал в Москву, где 1898 году начал обучение в Училище живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками стали известные русские художники — К.А. Коровин, В.А. Серов, А.М. Васнецов и А.С. Степанов. Об успехах в обучении Леонарда Туржанского могут многое сказать слова К.А. Коровина:

#1

Я завидую ему — какое у него чувство поэзии в живописи, какой интересный колорит!

Коровин К.А.

#3

Именно так говорил о своем ученике ярчайший российский художник. Благодаря пройденной школе, Леонард Викторович будет тесно связан с традициями русского искусства XIX века, но он станет одним из первых в России, кто применит художественный метод импрессионизма. Свои работы Леонард Туржанский экспонировал на выставках художников–передвижников, а в 1910 году присоединился к «Союзу русских художников». Впоследствии он станет одним из ведущих художников «Союза» и навсегда свяжет свое имя с этим объединением.


Несмотря на то, что работы Леонарда Викторовича Туржанского отличает жанровое разнообразие, наиболее значительными в его наследии можно назвать именно пейзажи. Особое место в его творчестве занимает поселок Малый Исток под Екатеринбургом, где в 1912 году художник приобрел небольшой дом и обустроил мастерскую. Именно здесь Туржанский черпал свои излюбленные мотивы и создавал уральские пейзажи, пропитанные большой любовью художника к природе тех мест. Леонард Викторович приезжал туда каждую весну и оставался работать до глубокой осени.


Картина с довольно прозаическим названием «Куры», представленная в нашем музее, на которой изображены четыре птицы, снующие во дворе, производит впечатление максимальной естественности. Во многих ландшафтах Туржанского присутствуют анималистические мотивы с акцентом на домашних животных. Но присутствие животных не ограничивается «стаффажной» ролью. Запечатлев птиц укрупненно и максимально приближенно к зрителю, художник буквально передает случайно пойманный им «кусок жизни» русской деревни и ее обитателей. Энергично ракурсное построение композиции подчеркнуто линией, пересекающей плоскость по диагонали. Отметим также, что благодаря выбранному художником формату пространство холста не замкнуто, а развернуто вширь таким образом, что изображение словно не вмещается в пределах картины, и его продолжение зритель может мысленно представить и за границами рамы. В то же время картина проста и цельна по композиции, поэтому особая роль в создании художественного образа была отведена способу наложения красочных масс.


В данной работе краски расположены рельефно, плотным слоем, частично с помощью мастихина. Ярко выраженные мазки, наложенные отдельно друг от друга, придают «движения» всей картине. Манеру письма Леонарда Туржанского можно назвать темпераментной и экспрессивной. Многие современники стремились подражать Леонарду Викторовичу в его живописной технике и даже соревновались в том, кто пишет «туржанистее». Те, кто знал художника и видел, как он пишет свои полотна, поражались палитре мастера. Говорили, что на ней всегда были «горы грязных красок». При этом художнику удавалось выбирать чистые и солнечные тона для своих сюжетов. Так и в композиции нашей картины есть реальное ощущение палящего солнца и воздуха, пропитанного полуденным зноем, от которых прячутся в густую тень домашние птицы.


Умение передавать солнечное освещение во всей его яркости, многоцветности и красоте, умение показать движение солнечных бликов на различных поверхностях — все это пришло в русскую живопись XX века вместе с художниками «Союза». Поэтому можно сказать, что содержание полотна «Куры» заложено и в его колористическом решении, построенном на возможностях избранных художником красок. Туржанский предпочитал земляные краски (охра, умбра), чем объясняется теплый золотистый колорит многих его работ.

#4
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Куры

Время создания
начало ХХ века
Размер
54x97 см
Техника
картон, масло
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%