В Ставропольском музее изобразительных искусств хранятся пять работ русского художника-импрессиониста, пейзажиста Леонарда Туржанского. Этюд «Деревенский пейзаж» поступил в формирующиеся фонды только что созданного музея из частного собрания московского коллекционера Григория Белякова.
Леонард Туржанский родился в 1875 году в Екатеринбурге. Он брал частные уроки живописи у художника Николая Плюснина, занимался в Петербургском училище технического рисования и в Московском училище живописи. Его учителями были живописцы Валентин Серов и Константин Коровин. За карьеру Туржанский проявил себя во многих жанрах и видах живописи — писал портреты, работал в иконописной мастерской, занимался монументальными росписями, создавал театральные декорации, но позже увлекся пейзажами и пленэрной живописью.
Как один из ярких представителей московской школы живописи, Туржанский использовал густые пастозные мазки и насыщенные цвета. Он много работал теплыми, плотными золотисто-охристыми, коричневыми цветами, выбирая земляные тона.
«Деревенский пейзаж» — это пленэрный этюд, написанный художником с натуры на свежем воздухе. На картине передний план и большую часть холста занимает текстурный, наполненный влагой бурый чернозем в островках грязноватого, подтаявшего снега. В левом нижнем углу художник изобразил ворону. Прямо и справа виднеются часть покосившегося деревенского дома, почерневший от времени и дождей дощатый забор и стог сена. Композиция произведения простая, а колорит построен не на разнообразии красок, а на гамме земляных цветов.
В своих пейзажах Туржанский часто использовал анималистические и жанровые мотивы. Особой для художника стала тема русской деревни. Лирические северные и уральские пейзажи ввели в русское искусство новый образ и тем самым расширили разработанную к этому времени тему деревни, посвященную в основном средней полосе России. Натурные этюды Туржанского переросли собственные рамки и превратились в законченные произведения, наполненные глубокими образами и содержанием.
Леонард Туржанский родился в 1875 году в Екатеринбурге. Он брал частные уроки живописи у художника Николая Плюснина, занимался в Петербургском училище технического рисования и в Московском училище живописи. Его учителями были живописцы Валентин Серов и Константин Коровин. За карьеру Туржанский проявил себя во многих жанрах и видах живописи — писал портреты, работал в иконописной мастерской, занимался монументальными росписями, создавал театральные декорации, но позже увлекся пейзажами и пленэрной живописью.
Как один из ярких представителей московской школы живописи, Туржанский использовал густые пастозные мазки и насыщенные цвета. Он много работал теплыми, плотными золотисто-охристыми, коричневыми цветами, выбирая земляные тона.
«Деревенский пейзаж» — это пленэрный этюд, написанный художником с натуры на свежем воздухе. На картине передний план и большую часть холста занимает текстурный, наполненный влагой бурый чернозем в островках грязноватого, подтаявшего снега. В левом нижнем углу художник изобразил ворону. Прямо и справа виднеются часть покосившегося деревенского дома, почерневший от времени и дождей дощатый забор и стог сена. Композиция произведения простая, а колорит построен не на разнообразии красок, а на гамме земляных цветов.
В своих пейзажах Туржанский часто использовал анималистические и жанровые мотивы. Особой для художника стала тема русской деревни. Лирические северные и уральские пейзажи ввели в русское искусство новый образ и тем самым расширили разработанную к этому времени тему деревни, посвященную в основном средней полосе России. Натурные этюды Туржанского переросли собственные рамки и превратились в законченные произведения, наполненные глубокими образами и содержанием.