Леонард Викторович Туржанский — живописец, автор традиционного лирического пейзажа русского Севера, Урала.
Родился в семье врача в Екатеринбурге. С детства был увлечен рисованием, брал частные уроки у художника Николая Михайловича Плюснина. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества учился у Василия Николаевича Бакшеева, Валентина Александровича Серова и Константина Алексеевича Коровина. В ранний период творчества писал и жанровые картины, и портреты, но главным жанром его жизни стал пейзаж. Лучшие его работы приобретены для Третьяковской галереи.
Леонард Викторович Туржанский входил в число активных членов Союза русских художников — одной из самых крупных художественных организаций начала XX века, которая развивала традиции русской пейзажной школы, заложенные передвижниками. Леонард Туржанский принимал участие в выставках картин Союза русских художников, Товарищества передвижных художественных выставок, международных художественных выставках, в выставках советских художников.
В коллекции Новокузнецкого художественного музея хранятся два произведения Леонарда Викторовича Туржанского: «Пейзаж с лошадью» (1912) и «Теплый вечер» (1912). Первое поступило в 1969 году из Дирекции художественных фондов Министерства культуры, второе — приобретено из собрания коллекционера С.А. Давыдова. Оба пейзажа были написаны в наиболее плодотворный период творчества художника и представляют собой типичный образ живописи Леонарда Викторовича.
Пейзаж «Теплый вечер» был написан в 1912 году. Это вечер одного из первых дней весны. Вся картина полна очарования наступающего обновления. Ветви деревьев уже позеленели от набухших почек, набирающих силу для цвета. Белогрудая сорока в неподвижности застыла среди ветвей. Снег тает, обнажая прошлогоднюю траву, не успевшую при первом тепле дать новых всходов. Проталины наполнились водой, в которой отражается голубое небо.
Пробуждение земли вдохновило художника, и он не устоял «перед дыханьем и первой встречей весны», пережив еще раз это состояние в создаваемом пейзаже. «Теплый вечер» раскрывает незатейливую красоту природы средней полосы России. Колорит построен не на разнообразии и яркости красок, а на гамме определенных «земляных» — красно-коричневых, зелено-желтых — цветов. Простые, привычно-будничные предметы и явления, составляющие содержание многих работ Туржанского, полны ощущения подлинной жизни, возвышенной поэтичности.