Вступительное слово директора МБУК г. Сочи
«Сочинский художественный музей им. Д.Д. Жилинского»
Хрисанова Петра Александровича
Сочи. В течение многих лет это слово воспринималось синонимом счастливого отдыха трудящихся. В 1930–1950 годы период активного государственного мифотворчества советского времени вместе с другими стройками коммунизма курорт должен был стать примером воплощенной сказки. Дворцовой репрезентативности санаторных комплексов соответствовал программный пафос строительства курорта для советского труженика: рабочего и колхозника. По сей день живет представление о Сочи, как о городе, рожденном социалистическим строительством — сначала придуманным, а затем осуществленным могучей творческой волей, подобно Петербургу, на пустом месте. Сочи — один из мифов, в создании которого участвовали и государственные деятели, и кинематографисты, и поэты, и художники, и архитекторы. Но Сочи — это реальный город. Советский курорт Сочи должен был сместить акцент с традиционных дореволюционных центров курортной жизни Ялты и Пятигорска на Черноморское побережье Кавказа. При этом, среди курортов побережья (Сухуми, Гагры, Новый Афон), выбран именно Сочи, курорт на российской территории. На сегодняшний день — прозорливое решение, так как на всем Черноморском побережье теперь сохранился один российский курорт. Палитра имен архитекторов, строивших Сочи, достаточно широка: здесь работали известные архитекторы, Х1Х-ХХ веков, такие как Мержанов, Щусев, Алабян, Душкин, братья Веснины, Кузнецов, Чернопятов и многие другие. Выдающийся архитектор Иван Владиславович Жолтовский спроектировал «Дом Уполномоченного», в котором ныне располагается Сочинский художественный музей. Назначение учреждения — административный центр. Внутри просторные, как в академии художеств коридоры, в которые выходят двери огромных кабинетов и лекционных залов. В последствии в этом здании располагался Горком партии, а в 1971 году, после строительства нового Горкома, здание Уполномоченного было передано под городской Выставочный зал, и после пятилетней реконструкции первого октября 1976 года музей открыл свои двери для посетителей. Основу коллекции музея создали картины, переданные по распоряжению Горисполкома, из сочинских здравниц. Имена — практически все крупные художники реалистического крыла, начиная с Бродского, Герасимова и далее, Бакшеев, Бялыницкий-Бируля, Куприн, Кончаловский, Крымов, Машков, Борис Яковлев и другие. Тематика произведений — преимущественно пейзажи, натюрморты, реже картины композиционного плана. За свою историю музей собрал в своих фондах значительное количество произведений русского искусства и принял более шести миллионов посетителей. Сегодня в здании музея на трех тысячах квадратных метров экспозиционной площади выставляются произведения искусства разных эпох — начиная с древнерусской иконы, прикладного искусства, живописи и скульптуры ХVIII-ХХ веков. Сейчас трудно представить Сочи без художественного музея, равно как театра или других учреждений культуры города. Сменилось ни одно поколение сочинцев, гордящихся своим музеем и его коллекцией. Сама коллекция постоянно растет и на сегодняшний день представлена именами лучших российских художников, являющихся гордостью отечественной культуры, таких как: Айвазовский, Поленов, Серов, Туржанский и другие. Список фамилий можно продолжать, некоторое представление о музее можно получить, просмотрев данный сайт. Однако ничто не заменит общения с подлинниками произведений великих русских художников.
Мы ждем Вас в наших залах. Мы Вас всех любим.