Русский художник-импрессионист Леонард Туржанский родился в Екатеринбурге в 1875 году. С детства ему давали частные уроки живописи, что подтолкнуло его посвятить жизнь искусству. Молодой Туржанский постигал ремесло художника в обеих столицах, однако решающую роль в его становлении сыграла учеба в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1898–1909 годах. Здесь его учителями были великий портретист Валентин Серов и Константин Коровин — один из первых русских импрессионистов.
Первое время Туржанский писал на заказ иконы, но впоследствии полностью посвятил себя пейзажной живописи. На его полотнах постоянно встречаются домашние животные, например, табуны лошадей или стада коров. Для их изображения он чаще всего использовал плотные, концентрированные тона: зелено-желтые, темно-зеленые, красно-коричневые. Внимание художника к народным темам быстро заметили передвижники и начали экспонировать его картины на своих выставках. В 1912 году он стал членом влиятельного Союза русских художников.
Эстетически Туржанский был очень близок к русскому реалистическому искусству XIX века, но при этом он рано заинтересовался импрессионизмом и начал активно применять прогрессивные художественные приемы, характерные для этого течения. Они хорошо читаются и в трогательно теплом пейзаже «На солнце», выполненном в 1913 году. Здесь художник использовал обобщенные густые мазки, чтобы выделить сочную цветовую гамму и зелено-коричневый колорит.
На этом полотне Туржанский запечатлел обыденный сельский сюжет: на ничем не примечательном поле пасутся крестьянские лошади. Композиция пейзажа вытянута по горизонтали, а линия горизонта будто бы срезана верхним краем картины — так художник максимально приблизил к зрителю передний план. При этом само название «На солнце» подчеркивает важность жанровой составляющей этой работы: прежде всего она рассказывает о блаженном тихом счастье наступившего лета.
Несмотря на то, что с начала ХХ века Туржанский постоянно жил в Москве и выполнил здесь множество замечательных столичных пейзажей, каждый год он возвращался в родные места под Екатеринбургом — они часто становились натурой для его картин. Умер художник весной 1945 года в возрасте 70 лет.
Первое время Туржанский писал на заказ иконы, но впоследствии полностью посвятил себя пейзажной живописи. На его полотнах постоянно встречаются домашние животные, например, табуны лошадей или стада коров. Для их изображения он чаще всего использовал плотные, концентрированные тона: зелено-желтые, темно-зеленые, красно-коричневые. Внимание художника к народным темам быстро заметили передвижники и начали экспонировать его картины на своих выставках. В 1912 году он стал членом влиятельного Союза русских художников.
Эстетически Туржанский был очень близок к русскому реалистическому искусству XIX века, но при этом он рано заинтересовался импрессионизмом и начал активно применять прогрессивные художественные приемы, характерные для этого течения. Они хорошо читаются и в трогательно теплом пейзаже «На солнце», выполненном в 1913 году. Здесь художник использовал обобщенные густые мазки, чтобы выделить сочную цветовую гамму и зелено-коричневый колорит.
На этом полотне Туржанский запечатлел обыденный сельский сюжет: на ничем не примечательном поле пасутся крестьянские лошади. Композиция пейзажа вытянута по горизонтали, а линия горизонта будто бы срезана верхним краем картины — так художник максимально приблизил к зрителю передний план. При этом само название «На солнце» подчеркивает важность жанровой составляющей этой работы: прежде всего она рассказывает о блаженном тихом счастье наступившего лета.
Несмотря на то, что с начала ХХ века Туржанский постоянно жил в Москве и выполнил здесь множество замечательных столичных пейзажей, каждый год он возвращался в родные места под Екатеринбургом — они часто становились натурой для его картин. Умер художник весной 1945 года в возрасте 70 лет.