Павел Ковалевский написал картину «Зимний день. У кабака» в 1882 году. Он изобразил бытовую сценку на фоне зимнего пейзажа. Возле деревянной избы стоят лошади, запряженные в сани. На санях, приподнявшись, лежит мужчина в зимней одежде. Его собеседник стоит, повернувшись к двери спиной. На крыше постройки толстым пластом лежит белый рыхлый снег. В левой части картины виднеется всадник на лошади.
В этой работе художник тонко и ненавязчиво поднимает тему пьянства в российской глубинке. В названии картины «Зимний день. У кабака» он оставляет подсказку, какой именно двор написан на холсте. Кабаки в деревнях обычно располагались на окраине поселения — эта изба также стоит вдалеке от других деревенских домов, которые едва виднеются в левой части полотна. Художник не стал поучать зрителя сценами безобразного пьянства. Его персонажи выглядят обыденно. Свое беспокойство о народе художник показал завуалированно — с помощью серой, давящей палитры оттенков. Именно выбор глухого, тяжелого колорита помог автору создать в картине нужное настроение и передать свои мысли зрителю.
Павел Ковалевский жил с 1843 по 1903 годы. Он больше известен как художник-баталист. Мастер с первых дней обучения выбрал именно отделение батальной живописи — он обучался у Богдана Виллевальде, признанного мастера этого жанра. Павел Ковалевский настолько хорошо продвигался в учебе, что его награждали четырьмя серебряными и двумя золотыми медалями. Когда он уже получил признание, его пригласили сопровождать русскую армию в ходе русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Там художник собрал богатейшие материалы для своих произведений. В начале 1880-х годов художник получил звание профессора, а с 1897-го года занял пост руководителя батальной мастерской Академии художеств. Он воспитывал будущих художников-баталистов до конца своих дней.
Больше всего Петр Ковалевский любил сюжеты, связанные с изображением лошадей. Совершенство пропорций этих животных и их грациозная пластика отражена в его картинах с особой тщательностью. Он безупречно знал их анатомические особенности и изображал во многих работах — в том числе и на бытовые темы.