В экспозиции Острогожского музея представлена редкая для творчества Ивана Николаевича Крамского работа «Натюрморт (шляпа, зонтик и накидка)». Картина поступила в музей в 1938 году в дар от сына художника — Николая Ивановича Крамского.
Натюрморты художник стал писать в самом конце жизни. Мастер портретной живописи, Крамской несколько снисходительно относился к пейзажам, натюрмортам и даже жанровым картинам. Тем не менее широко известен его натюрморт «Букет цветов. Флоксы» (1884 год). Эта самостоятельная работа, ныне хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее, удостоена высокой оценки современников И.Н. Крамского и наших современников-искусствоведов. Крамской хорошо передавал фактуру ткани, плотность и рельеф предметов — их глянцевитость или шершавость. Будучи замечательным колористом, Крамской тонко чувствовал красоту цветовых переливов и игру теней на листиках флоксов. В натюрморте с одеждой «Шляпа, зонтик и накидка» художнику удалось передать тепло и густой воздух комнаты, в которой находятся предметы.
Обе эти картины убедительно доказывают, что и жанр натюрморта живописцу удавался. В столь небольших работах Иван Николаевич смог передать главную тему натюрмортов, которую точно отражает перевод названия этого жанра с немецкого, — stilleben, «тихая жизнь». Как и задумано изначально, художник «чувствует» предметы, он мысленно разговаривает с ними, составляя их в группу — гармоничную композицию. В предполагаемой беседе художник выпытывает у предметов их судьбу, выясняет (а затем и демонстрирует), кому вещи служат, чью жизнь украшают. И эти вещи рассказывают о своем хозяине, о его образе жизни, привычках, занятиях, о его вкусах.
Представленная картина изначально находилась в коллекции семьи художника: вещи, изображенные Иваном Николаевичем, скорее всего, принадлежали его дочери или супруге. Такая одежда и предметы быта и красивы, и функциональны, никаких признаков роскоши зритель не видит. Во все времена талантливые и тонко чувствующие живописцы пытались выразить через натюрморты большие идеи. Именно поэтому многие картины в этом жанре полны аллегорий и символов.
Натюрморты художник стал писать в самом конце жизни. Мастер портретной живописи, Крамской несколько снисходительно относился к пейзажам, натюрмортам и даже жанровым картинам. Тем не менее широко известен его натюрморт «Букет цветов. Флоксы» (1884 год). Эта самостоятельная работа, ныне хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее, удостоена высокой оценки современников И.Н. Крамского и наших современников-искусствоведов. Крамской хорошо передавал фактуру ткани, плотность и рельеф предметов — их глянцевитость или шершавость. Будучи замечательным колористом, Крамской тонко чувствовал красоту цветовых переливов и игру теней на листиках флоксов. В натюрморте с одеждой «Шляпа, зонтик и накидка» художнику удалось передать тепло и густой воздух комнаты, в которой находятся предметы.
Обе эти картины убедительно доказывают, что и жанр натюрморта живописцу удавался. В столь небольших работах Иван Николаевич смог передать главную тему натюрмортов, которую точно отражает перевод названия этого жанра с немецкого, — stilleben, «тихая жизнь». Как и задумано изначально, художник «чувствует» предметы, он мысленно разговаривает с ними, составляя их в группу — гармоничную композицию. В предполагаемой беседе художник выпытывает у предметов их судьбу, выясняет (а затем и демонстрирует), кому вещи служат, чью жизнь украшают. И эти вещи рассказывают о своем хозяине, о его образе жизни, привычках, занятиях, о его вкусах.
Представленная картина изначально находилась в коллекции семьи художника: вещи, изображенные Иваном Николаевичем, скорее всего, принадлежали его дочери или супруге. Такая одежда и предметы быта и красивы, и функциональны, никаких признаков роскоши зритель не видит. Во все времена талантливые и тонко чувствующие живописцы пытались выразить через натюрморты большие идеи. Именно поэтому многие картины в этом жанре полны аллегорий и символов.