Работа над постановкой драмы Михаила Лермонтова «Маскарад» длилась несколько лет — с 1911 по 1917 год. Это была далеко не первая совместная работа режиссера Всеволода Мейерхольда и художника Александра Головина. До «Маскарада» они поставили в Александринском театре несколько классических и современных пьес, а в Мариинском — оперу Кристофа Глюка «Орфей и Эвридика». Так что зрители были вправе ожидать многого от этого творческого тандема — пресса охотно публиковала заметки-догадки о будущем спектакле в газетах.
Всего Александр Головин, участник художественного объединения «Мир искусства», создал более 4000 эскизов декораций, костюмов и предметов реквизита для спектакля. Художник продумывал визуальное решение спектакля до мелочей и лично контролировал работу декорационного и пошивочного цехов театра.
Всеволод Мейерхольд и Александр Головин достигли невероятного взаимопонимания в работе над «Маскарадом». По просьбе режиссера Головин специально для этого спектакля создал сложную систему занавесов. Так был опробован новый прием членения на эпизоды. Иногда занавесы опускали посреди диалога, как бы разделяя его: режиссер выводил персонажей на просцениум и опускал за актером занавес.
В работе над спектаклем режиссеру Всеволоду Мейерхольду удалось добиться ансамблевости актерской игры, которая опиралась на ритмику лермонтовского стиха. Музыкальное оформление спектакля создал композитор Александр Глазунов. Он сочинил романс Нины, темы для Арбенина и Неизвестного, а также танцы для сцен маскарада — кадриль, полонез, мазурка.
Премьера «Маскарада» состоялась в Александринском театре 25 февраля 1917 года — и совпала с февральской революцией. Добираясь в театр в этот день, Мейерхольд и Головин перебегали Невский проспект под выстрелами. Спектакль «Маскарад» оказался их последней работой. Современники писали, что пение настоящего церковного хора в сцене похорон главной героини оказалось панихидой по царской России.
Как писал о спектакле театральный критик Константин Рудницкий:
Всего Александр Головин, участник художественного объединения «Мир искусства», создал более 4000 эскизов декораций, костюмов и предметов реквизита для спектакля. Художник продумывал визуальное решение спектакля до мелочей и лично контролировал работу декорационного и пошивочного цехов театра.
Всеволод Мейерхольд и Александр Головин достигли невероятного взаимопонимания в работе над «Маскарадом». По просьбе режиссера Головин специально для этого спектакля создал сложную систему занавесов. Так был опробован новый прием членения на эпизоды. Иногда занавесы опускали посреди диалога, как бы разделяя его: режиссер выводил персонажей на просцениум и опускал за актером занавес.
В работе над спектаклем режиссеру Всеволоду Мейерхольду удалось добиться ансамблевости актерской игры, которая опиралась на ритмику лермонтовского стиха. Музыкальное оформление спектакля создал композитор Александр Глазунов. Он сочинил романс Нины, темы для Арбенина и Неизвестного, а также танцы для сцен маскарада — кадриль, полонез, мазурка.
Премьера «Маскарада» состоялась в Александринском театре 25 февраля 1917 года — и совпала с февральской революцией. Добираясь в театр в этот день, Мейерхольд и Головин перебегали Невский проспект под выстрелами. Спектакль «Маскарад» оказался их последней работой. Современники писали, что пение настоящего церковного хора в сцене похорон главной героини оказалось панихидой по царской России.
Как писал о спектакле театральный критик Константин Рудницкий: