В экспозиции Национального художественного музея Республики Саха (Якутия) представлена картина Афанасия Осипова «На якутской земле». Афанасий Осипов — якутский живописец, академик Российской академии художеств, народный художник СССР, лауреат Государственной премии РФ имени Ильи Репина. Афанасий Осипов родился 28 февраля 1928 года в Горном улусе в Якутии. Окончив школу и техникум, он уехал в Москву, где поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте имени В.И. Сурикова, а позже — и в сам институт. Художник участвовал во многих всесоюзных и зарубежных выставках.
Вернувшись на родину, Осипов преподавал в Якутском художественном училище, много ездил по республике, долгие годы возглавлял Союз художников Якутии, организовывал выставки. Писал портреты крестьян и якутской интеллигенции, картины больших строек республики, пейзажи. Но больше всего Афанасий Осипов известен картинами, на которых изображены горы. Хребты Момы и Оймяконья, родные горы на речке Синей, Ленские столбы. Со временем география его гор расширялась — он писал горы Киргизии, Бурятии, Монголии, Непала, европейские Альпы. После смерти живописца его именем назвали одну из вершин Момского хребта.
В наши дни работы Осипова хранятся не только в Национальном художественном музее Республики Саха (Якутия), но и в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, а также в частных собраниях в России и за рубежом.
На картине «На якутской земле» показана сцена из жизни села в знойный летний день. На фоне скошенного поля и залитых солнечным светом сопок стоят несколько сенокосцев. Художник симметрично выстроил группу: по сторонам, повернувшись спиной к зрителю, стоят два парня, в центре трое, у всех в руках легкие деревянные вилы — атырдьах. Пересекаясь, вилы создают на полотне изысканный, затейливый ритм зигзага. В якутском языке август называется атырдьах ыйа — буквально «месяц вил», то есть время сенокоса. Выразителен контраст легких деревянных инструментов и монументальных фигур. Живописец вырисовывает пластику движений якутских парней, живую игру напряженных мускулов, умело показывая человеческую фигуру в естественных и непринужденных позах. Коренастые, они кажутся будто сошедшими с картин эпохи Возрождения.
Вернувшись на родину, Осипов преподавал в Якутском художественном училище, много ездил по республике, долгие годы возглавлял Союз художников Якутии, организовывал выставки. Писал портреты крестьян и якутской интеллигенции, картины больших строек республики, пейзажи. Но больше всего Афанасий Осипов известен картинами, на которых изображены горы. Хребты Момы и Оймяконья, родные горы на речке Синей, Ленские столбы. Со временем география его гор расширялась — он писал горы Киргизии, Бурятии, Монголии, Непала, европейские Альпы. После смерти живописца его именем назвали одну из вершин Момского хребта.
В наши дни работы Осипова хранятся не только в Национальном художественном музее Республики Саха (Якутия), но и в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, а также в частных собраниях в России и за рубежом.
На картине «На якутской земле» показана сцена из жизни села в знойный летний день. На фоне скошенного поля и залитых солнечным светом сопок стоят несколько сенокосцев. Художник симметрично выстроил группу: по сторонам, повернувшись спиной к зрителю, стоят два парня, в центре трое, у всех в руках легкие деревянные вилы — атырдьах. Пересекаясь, вилы создают на полотне изысканный, затейливый ритм зигзага. В якутском языке август называется атырдьах ыйа — буквально «месяц вил», то есть время сенокоса. Выразителен контраст легких деревянных инструментов и монументальных фигур. Живописец вырисовывает пластику движений якутских парней, живую игру напряженных мускулов, умело показывая человеческую фигуру в естественных и непринужденных позах. Коренастые, они кажутся будто сошедшими с картин эпохи Возрождения.