С самого детства художник Василий Суриков мечтал писать исторические сюжеты. После окончания Академии художеств он выполнил только одну работу на заказ, а потом полностью переключился на интересующую его тему.
Василия Сурикова всегда привлекали смелые свободолюбивые люди, яркие сильные личности. Так художника заинтересовала и личность Степана Разина. Замысел картины, посвященной донскому казаку, предводителю крупнейшего в России восстания в допетровскую эпоху, возник у Сурикова еще в 1887 году, когда он закончил «Боярыню Морозову».
Тогда же художник создал и первый эскиз композиции. На нем изображена атаманская лодка, окруженная флотилией казацких стругов — плоскодонных парусно-гребных суден. В лодке — Степан Разин и плененная им княжна.
В 1900 году Василий Суриков вновь вернулся к этому сюжету. Он задумал показать Разина, «думающего думу» о народе и его судьбах. Почти шесть лет художник трудился над картиной: работал над композицией, подыскивал соответствующую натуру для образов Разина и казаков. В поисках моделей для своего произведения Василий Суриков ездил на Волгу и Каму, на Дон и в Сибирь. Параллельно он собирал исторические материалы и изучал фольклор — народные песни и сказания о «бунташном» атамане. На Волге и Каме Суриков сделал множество этюдов.
Однако образом своего Разина художник доволен не был. Он вновь и вновь переписывал картину, даже после того, как она была представлена на выставке Товарищества передвижников в 1906 году. В 1909 году Суриков написал историку искусств Виктору Никольскому: «Усиливаю тип Разина. Я ездил в Сибирь, на родину, и там нашел осуществление мечты о нем». Образ сибиряка очень естественно лег в его представлении на образ легендарного волжского атамана.
Существует два рисунка, относящихся к последнему периоду работы над картиной: один хранится в Красноярском художественном музее, второй — в Русском музее Санкт-Петербурга. В них Сурикову удалось найти образ непокорного казака, человека с суровым и сосредоточенным лицом, раздираемого страстями; в его цепком взгляде — глубокое раздумье и внутренняя сила.
Существует фотография, где Василий Иванович снялся в костюме Степана Разина.
Василия Сурикова всегда привлекали смелые свободолюбивые люди, яркие сильные личности. Так художника заинтересовала и личность Степана Разина. Замысел картины, посвященной донскому казаку, предводителю крупнейшего в России восстания в допетровскую эпоху, возник у Сурикова еще в 1887 году, когда он закончил «Боярыню Морозову».
Тогда же художник создал и первый эскиз композиции. На нем изображена атаманская лодка, окруженная флотилией казацких стругов — плоскодонных парусно-гребных суден. В лодке — Степан Разин и плененная им княжна.
В 1900 году Василий Суриков вновь вернулся к этому сюжету. Он задумал показать Разина, «думающего думу» о народе и его судьбах. Почти шесть лет художник трудился над картиной: работал над композицией, подыскивал соответствующую натуру для образов Разина и казаков. В поисках моделей для своего произведения Василий Суриков ездил на Волгу и Каму, на Дон и в Сибирь. Параллельно он собирал исторические материалы и изучал фольклор — народные песни и сказания о «бунташном» атамане. На Волге и Каме Суриков сделал множество этюдов.
Однако образом своего Разина художник доволен не был. Он вновь и вновь переписывал картину, даже после того, как она была представлена на выставке Товарищества передвижников в 1906 году. В 1909 году Суриков написал историку искусств Виктору Никольскому: «Усиливаю тип Разина. Я ездил в Сибирь, на родину, и там нашел осуществление мечты о нем». Образ сибиряка очень естественно лег в его представлении на образ легендарного волжского атамана.
Существует два рисунка, относящихся к последнему периоду работы над картиной: один хранится в Красноярском художественном музее, второй — в Русском музее Санкт-Петербурга. В них Сурикову удалось найти образ непокорного казака, человека с суровым и сосредоточенным лицом, раздираемого страстями; в его цепком взгляде — глубокое раздумье и внутренняя сила.
Существует фотография, где Василий Иванович снялся в костюме Степана Разина.