Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Времён связующая нить»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Царевна

Время создания
1911 год
Размер
46x43,3 см
Техника
Холст, масло
1
Открыть в приложении
#1
Суриков Василий Иванович
Царевна. Этюд для картины «Посещение царевной женского монастыря»
#3
Василий Иванович Суриков — русский живописец, мастер масштабных исторических полотен, академик и действительный член Императорской Академии художеств.

Образ царевны в женском монастыре пришел к нему не сразу: мастер часто перечитывал книгу Ивана Егоровича Забелина «Домашний быт русских цариц», позже он увлекся «Домостроем» и описанием жизни теремов.

Невероятно интересно описала в своей книге «Дар бесценный» (1978 г.) Наталья Петровна Кончаловская то, какой далекой от сказки была жизнь настоящих русских царевен: «Царский терем в жизни русских царевен играл жестокую роль. Каждой самой бедной девушке могла позавидовать царская дочь, потому что в любой русской семье дочерей старались „сбыть с рук“ — выдать замуж. Волей или неволей, но она становилась женой, хозяйкой, матерью. Только царевны были лишены всякой возможности самого обыкновенного человеческого счастья. Выйти замуж за человека не царской крови они не могли — кем бы он ни был, он „холоп“. Только в сказках царевен завоевывали герои из народа, преодолевая опасности и злые чары. За принцев царской или королевской крови русские царевны тоже не могли выйти замуж — иноземцы считались еретиками, да и никто из них не видел этих узниц, живших взаперти, погрязших в невежестве, вечных пленниц душного терема, окруженных мамками, кормилицами, шутихами, ворожеями и сенными девками. Темный, истеричный, подобострастный мир окружал их, и путь у них был один — только в монастырь. Царевны приносили богатое приданое, и монастыри стерегли царевен, словно капкан добычу. На картине Сурикова царевна, осмотрев обитель и отстояв обедню, выходит из монастырской церкви. Испытующе, выжидательно смотрит на царевну игуменья: „Понравилось ли ей?“ Старые монахини с любопытством заглядывают в светлое, прелестное лицо царевны».

Готовясь к созданию полотна, художник выполнил множество эскизов карандашом, акварелью, маслом, уделив особое внимание центральной фигуре произведения — царевне. В статье «Забытая картина Сурикова» Владимир Семенович Кеменов писал, что для образа юной героини Сурикову позировала его внучка Наталья Петровна Кончаловская, а затем — молодая девушка, жившая с родителями в «Княжьем дворе», где и Суриков, — Анастасия Анатольевна Добринская. 

Этюд с портретом царевны — более непосредственный и жизнерадостный, чем финальное полотно. На этюде перед зрителем — юная розовощекая девушка в царском одеянии, он наполнен светом и написан в теплых цветовых тонах. Как и во всех исторических произведениях Сурикова, он детально выписывает все элементы одежды и украшения как живые приметы прошлой эпохи. Это касается и убранства церкви, и всех персонажей, присутствующих на финальном полотне. На картине царевна заметно более бледна, весь ее облик кажется более холодным по сравнению с этюдом. Со всех сторон царевна окружена монахинями, но совершенно одинока в безысходности своего пути, она будто бы принимает неизбежное и вступает на порог другой жизни.
#4
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Царевна

Время создания
1911 год
Размер
46x43,3 см
Техника
Холст, масло
1

Суриков В.И. Коллекция работ

Жена чернобородого стрельца
Жена чернобородого стрельца
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Комнаты в красноярском доме Суриковых
Комнаты в красноярском доме Суриковых
Музей-усадьба В.И. Сурикова
 Портрет дяди художника Марка Васильевича
Портрет дяди художника Марка Васильевича
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Анфиса
Анфиса
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Голова царевны
Голова царевны
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Боярышня
Боярышня
Самарский областной художественный музей
Меншиков в Березове
Меншиков в Березове
Культура.РФ
Портрет А.С. Сурикова, деда художника
Портрет А.С. Сурикова, деда художника
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Портрет О.М. Величкиной
Портрет О.М. Величкиной
Краснодарский музей имени Ф.А. Коваленко
Переход Суворова через Альпы
Переход Суворова через Альпы
Калужский музей изобразительных искусств
Благовещение
Благовещение
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Портрет Е.И. Суриковой (Виноградовой)
Портрет Е.И. Суриковой (Виноградовой)
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Переход Суворова через Альпы
Переход Суворова через Альпы
Государственный Русский музей
Портрет Оли Суриковой
Портрет Оли Суриковой
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Плоты на Енисее
Плоты на Енисее
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Плашкоут на Енисее
Плашкоут на Енисее
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Портрет минусинского татарина
Портрет минусинского татарина
Новосибирский художественный музей
Гребец в красной рубахе
Гребец в красной рубахе
Красноярский краевой краеведческий музей
Девушка с косами
Девушка с косами
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Портрет Е.В. Суриковой
Портрет Е.В. Суриковой
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%