Василий Суриков родился в Красноярске, в семье, принадлежавшей казачьему сословию. После ранней смерти отца мать будущего художника была вынуждена сдавать в аренду второй этаж их дома. Денег едва хватало, но, заметив страсть сына к рисованию, она оплачивала уроки живописи.
Первым учителем Василия Сурикова был художник Николай Гребнев, преподававший рисование в Красноярском уездном училище. Самой ранней работой Сурикова, дошедшей до нашего времени, стала акварель «Плоты на Енисее», написанная им в 14-летнем возрасте.
С 1869 по 1875 год Василий Суриков учился в Императорской Академии художеств у мастера исторической, жанровой и портретной живописи Павла Чистякова. Во время учебы за свои работы Суриков получил четыре серебряные медали и несколько денежных премий. Первой самостоятельной картиной, которой молодой Суриков заявил о себе как мастер масштабных композиций, стала «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге».
На написание одного из самых известных своих полотен — «Утро стрелецкой казни» — Суриков потратил около трех лет. Но именно эта работа открыла перед художником двери в мир большого искусства. Его талант признали безоговорочно, и он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.
В 1881 году Суриков приступил к работе над своей знаменитой картиной «Боярыня Морозова». Он настолько трепетно относился к этому произведению, что в поисках идеальной композиции потратил не один месяц на эскизы и зарисовки. К наиболее важным полотнам Сурикова также следует отнести «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы» и «Степан Разин».
В творческом наследии художника портреты являются скорее исключением, чем правилом. В основном он изображал близких людей. Часто эти произведения оставались в семьях как память о дружбе с великим художником. Владельцы берегли их и почти никогда не отдавали на выставки.
«Портрет Величкиной» поступил в музей из Государственной Третьяковской галереи в 1955 году. Биографические данные об изображенной отсутствовали, неизвестны были даже годы ее жизни.
Сведения о модели сообщила ее внучка, Елена Ополовникова. Олимпиада Величкина родилась в 1878 году и носила титул баронессы Клодт фон Юргенсбург. Суриков написал ее портрет в 1914 году, когда ей было 35 лет.
По семейным преданиям, баронесса долго не выходила замуж, чтобы не менять фамилию. Но ко времени написания портрета она уже была замужем за известным московским архитектором Виктором Величкиным и носила двойную фамилию. Во время Великой Отечественной войны дочь Олимпиады Величкиной вынужденно рассталась с портретом матери, продав его в Государственную Третьяковскую галерею.
Первым учителем Василия Сурикова был художник Николай Гребнев, преподававший рисование в Красноярском уездном училище. Самой ранней работой Сурикова, дошедшей до нашего времени, стала акварель «Плоты на Енисее», написанная им в 14-летнем возрасте.
С 1869 по 1875 год Василий Суриков учился в Императорской Академии художеств у мастера исторической, жанровой и портретной живописи Павла Чистякова. Во время учебы за свои работы Суриков получил четыре серебряные медали и несколько денежных премий. Первой самостоятельной картиной, которой молодой Суриков заявил о себе как мастер масштабных композиций, стала «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге».
На написание одного из самых известных своих полотен — «Утро стрелецкой казни» — Суриков потратил около трех лет. Но именно эта работа открыла перед художником двери в мир большого искусства. Его талант признали безоговорочно, и он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.
В 1881 году Суриков приступил к работе над своей знаменитой картиной «Боярыня Морозова». Он настолько трепетно относился к этому произведению, что в поисках идеальной композиции потратил не один месяц на эскизы и зарисовки. К наиболее важным полотнам Сурикова также следует отнести «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы» и «Степан Разин».
В творческом наследии художника портреты являются скорее исключением, чем правилом. В основном он изображал близких людей. Часто эти произведения оставались в семьях как память о дружбе с великим художником. Владельцы берегли их и почти никогда не отдавали на выставки.
«Портрет Величкиной» поступил в музей из Государственной Третьяковской галереи в 1955 году. Биографические данные об изображенной отсутствовали, неизвестны были даже годы ее жизни.
Сведения о модели сообщила ее внучка, Елена Ополовникова. Олимпиада Величкина родилась в 1878 году и носила титул баронессы Клодт фон Юргенсбург. Суриков написал ее портрет в 1914 году, когда ей было 35 лет.
По семейным преданиям, баронесса долго не выходила замуж, чтобы не менять фамилию. Но ко времени написания портрета она уже была замужем за известным московским архитектором Виктором Величкиным и носила двойную фамилию. Во время Великой Отечественной войны дочь Олимпиады Величкиной вынужденно рассталась с портретом матери, продав его в Государственную Третьяковскую галерею.