Особое место в творчестве Василия Сурикова занимает портретный жанр. Художник говорил: «Мальчиком еще, помню, в лица все вглядывался — думал: почему это так красиво? Женские лица русские я очень любил». Однако, что интересно, сам художник никогда не считал себя портретистом. Он писал и рисовал только тех, кто ему был дорог и интересен, возможно, поэтому у него почти нет заказных портретов.
При создании портретов Василий Суриков особое внимание уделял костюму. Он создал целую галерею женских образов в богато украшенных национальных одеяниях. Суриков детально выписывал набивные цветы на бумажной ткани, сложные вышивки и застежки сарафанов, головные уборы, украшенные золотыми подвесками и орнаментами. На полотне «Сибирская красавица» он изобразил Екатерину Рачковскую в белом платке с золотым шитьем, на картине «Казачка» — Л. Маторину в просторной цветастой кофте и расписной шали. В своей известной исторической работе «Боярыня Морозова» Василий Суриков в тончайших деталях выписал одеяния персонажей: переливчатый мех на шубе главной героини, расшитые богатыми узорами накидки и юбки молодых боярышень и роскошно украшенный тулуп мальчика, который стоит прямо у саней. А на картине «Взятие снежного городка» — тщательно воссоздал детали традиционной крестьянской одежды. Здесь и расшитые валенки, и расписные платки, и тулупы с кушаками, и высокие шапки, опушенные мехом.
На полотне «Анфиса» 1990-х годов художник изобразил молодую задумчивую девушку в узорчатом платке, подругу своей младшей дочери Елены. Благодаря образу, который подобрал для нее Суриков, его современница стала похожа на старинную русскую красавицу из далекого прошлого, а может быть из народных преданий или былин. Несмотря на то, что Суриков тщательно выписал узоры на платке, одеяние не стало центром композиции. Акцент остался на красивом лице героини и ее правильных чертах лица.
При создании портретов Василий Суриков особое внимание уделял костюму. Он создал целую галерею женских образов в богато украшенных национальных одеяниях. Суриков детально выписывал набивные цветы на бумажной ткани, сложные вышивки и застежки сарафанов, головные уборы, украшенные золотыми подвесками и орнаментами. На полотне «Сибирская красавица» он изобразил Екатерину Рачковскую в белом платке с золотым шитьем, на картине «Казачка» — Л. Маторину в просторной цветастой кофте и расписной шали. В своей известной исторической работе «Боярыня Морозова» Василий Суриков в тончайших деталях выписал одеяния персонажей: переливчатый мех на шубе главной героини, расшитые богатыми узорами накидки и юбки молодых боярышень и роскошно украшенный тулуп мальчика, который стоит прямо у саней. А на картине «Взятие снежного городка» — тщательно воссоздал детали традиционной крестьянской одежды. Здесь и расшитые валенки, и расписные платки, и тулупы с кушаками, и высокие шапки, опушенные мехом.
На полотне «Анфиса» 1990-х годов художник изобразил молодую задумчивую девушку в узорчатом платке, подругу своей младшей дочери Елены. Благодаря образу, который подобрал для нее Суриков, его современница стала похожа на старинную русскую красавицу из далекого прошлого, а может быть из народных преданий или былин. Несмотря на то, что Суриков тщательно выписал узоры на платке, одеяние не стало центром композиции. Акцент остался на красивом лице героини и ее правильных чертах лица.