Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Енисейская губерния в XIX–XX веках»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Гребец в красной рубахе

Время создания
1905 год
Размер
56x35 см
Техника
холст, масло
1
Открыть в приложении
#5
Суриков В.И.
Гребец в красной рубахе
#4
«Гребец в красной рубахе» — этюд к картине Василия Сурикова «Степан Разин» из коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Личность предводителя крестьянского восстания, охватившего в XVII веке все Поволжье, привлекала художников, литераторов и кинематографистов. Образ Степана Разина вошел во многие художественные произведения: «Песни о Стеньке Разине» Александра Пушкина, поэму Владимира Гиляровского «Стенька Разин», оперу Николая Афанасьева «Стенька Разин», несколько фильмов и многие другие работы.

Суриков задумал создать собственный образ казацкого атамана в 1887 году, но работа над этюдами началась лишь 13 лет спустя. Художник долго подбирал подходящие лица для персонажей. Одним из самых удачных этюдов к этой картине стал образ молодого казака — гребца в красной рубахе. Острый взгляд, сильное, волевое лицо, строго поджатые губы, темные скулы и нос с горбинкой удачно дополняет одежда. Красная рубаха с распахнутым воротом и папаха, надетая набекрень, придают казаку лихой и дерзкий вид. Гребец сопровождает атамана на пути по волжским просторам. Как и другие спутники Степана Разина, он представляет собой деятельную фигуру, на контрасте с которыми выделяется лишь главный герой — погруженный в раздумья предводитель восстания.

Определенный символизм картине придает время её написания. Художник закончил работу над этюдом, изображающим сподвижника мятежного атамана, в 1905 году в период Первой русской революции.

Тема казачества занимала особое место в творчестве художника, ведь казаки сыграли важную роль в покорении и освоении Сибири: исследовали новые земли, строили остроги, собирали налоги, охраняли границы и занимались хозяйством. Предки самого Василия Сурикова тоже были казаками, пришедшими с Дона в Сибирь еще в XVI веке.
 
Поселившись на берегах Енисея, представители рода Суриковых приняли активное участие в Красноярской шатости (так называются бунты жителей Красноярска против царских воевод). Неся казачью службу, Суриковы достигли определенных успехов.

Так, например, дед великого художника, Василий Суриков служил сотником, а двоюродный брат деда, Александр Суриков, был атаманом енисейского казачьего полка. По одной из версий, в его честь был назван остров Атаманский на Енисее. Неудивительно, что Василий Суриков очень гордился своим родом и часто обращался к семейной истории. Хотя сам художник уже не входил в казачье сословие, он продолжал считать себя казаком: «Со всех сторон я природный казак… мое казачество более чем 200-летнее», — говорил художник.
#6
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Гребец в красной рубахе

Время создания
1905 год
Размер
56x35 см
Техника
холст, масло
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Суриков В.И. Коллекция работ

Голова Марии
Голова Марии
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Портрет княгини П.И. Щербатовой
Портрет княгини П.И. Щербатовой
Радищевский музей
Благовещение
Благовещение
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Казак в лодке
Казак в лодке
Краснодарский музей имени Ф.А. Коваленко
Портрет П.Ф. Суриковой, матери художника
Портрет П.Ф. Суриковой, матери художника
Красноярский краевой краеведческий музей
Старик – огородник
Старик – огородник
Государственный Русский музей
Этюд «Море»
Этюд «Море»
Муромский историко-художественный музей
Старый Красноярск
Старый Красноярск
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Милосердный самарянин
Милосердный самарянин
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Гайдамак
Гайдамак
Тульский музей изобразительных искусств
Княгиня Ольга встречает тело Игоря
Княгиня Ольга встречает тело Игоря
Государственный Русский музей
Саломея приносит голову Иоанна Крестителя
Саломея приносит голову Иоанна Крестителя
Государственный Русский музей
Вид памятника Петру I на Сенатской площади
Вид памятника Петру I на Сенатской площади
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Мальчик на снегу
Мальчик на снегу
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Пир Валтасара
Пир Валтасара
Государственный Русский музей
Портрет Александра Ивановича Сурикова
Портрет Александра Ивановича Сурикова
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Портрет минусинского татарина
Портрет минусинского татарина
Новосибирский художественный музей
Портрет П.Н. Замятнина
Портрет П.Н. Замятнина
Красноярский краевой краеведческий музей
Портрет Е.В. Суриковой
Портрет Е.В. Суриковой
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Вид на Красноярск с сопки
Вид на Красноярск с сопки
Государственный Русский музей
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%