Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «История Москвы для детей и взрослых»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Крест предвыносной патриарха Никона

Время создания
1913
Размер
27х21 см
Техника
Акварель, карандаш
Коллекция
2
Открыть в приложении
#2
Подпись В. И. Сурикова:  «(Деревянный резной) Предвыносной Крест Патриарха Никона. В. Суриков. 13 г. Моск. Кр. Грановитая палата».
#5
СУ́РИКОВ Ва­си­лий Ива­но­вич [12(24).1.1848, Крас­но­ярск — 6(19).3.1916, Мо­ск­ва], российский жи­во­пи­сец, действительный член (1893) и ака­де­мик (1895) Пе­тербургской Академии Художеств. Ро­дил­ся в се­мье си­бир­ских ка­за­ков. Окон­чил Крас­но­яр­ское уезд­ное училище (1861), где учил­ся ри­со­ва­нию у Н. В. Греб­не­ва, сыг­рав­ше­го боль­шую роль в оп­ре­де­ле­нии жиз­нен­но­го пу­ти ху­дож­ни­ка (за­ни­мал­ся под его ру­ко­во­дством до 1866). В 1868 уе­хал в С.-Пе­тер­бург. Учил­ся в Ри­со­валь­ной шко­ле ОПХ (1869) и пе­терб. АХ (1869–1875) у Б. П. Вил­ле­валь­де, П. П. Чис­тя­ко­ва и Ф. А. Бру­ни. Сре­ди ран­них ра­бот — пей­за­жи («Вид па­мят­ни­ка Пет­ру I на Се­нат­ской пло­ща­ди в Пе­тер­бур­ге», Крас­но­яр­ский ху­дож. му­зей; ва­ри­ант — в ГРМ, оба 1870), кар­ти­ны на ре­лиг. и ис­то­рич. сю­же­ты («Са­ло­мея при­но­сит го­ло­ву Ио­ан­на Кре­сти­те­ля сво­ей ма­те­ри Иро­диа­де», 1872, ГРМ; «Кня­жий суд», 1874, «Апо­стол Па­вел объ­яс­ня­ет дог­ма­ты ве­ры в при­сут­ст­вии ца­ря Аг­рип­пы…», 1875, обе — в ГТГ, и др.). С 1877 жил в Мо­ск­ве. При­ни­мал уча­стие в рос­пи­сях хра­ма Хри­ста Спа­си­те­ля в Мо­ск­ве на те­му «Все­лен­ских со­бо­ров» (1876–78; эс­ки­зы — в ГРМ и ГТГ; см. илл. к ст. Ис­то­ри­че­ский жанр). Чл. ТПХВ (1881–1907), СРХ (с 1912). По­се­тил Гер­ма­нию, Фран­цию, Ав­ст­рию, Ита­лию (1883–84), Швей­ца­рию (1897), Ита­лию и Фран­цию (1900), Ис­па­нию (1910).

Один из гл. пред­ста­ви­те­лей реа­ли­стич. на­прав­ле­ния в рус. искусстве, Суриков с кон. 1870-х гг. пи­шет наи­бо­лее из­вест­ные ис­то­рич. кар­ти­ны, в ко­то­рых с глу­бо­кой про­ни­ца­тель­но­стью рас­кры­ва­ет тра­гич. стра­ни­цы русской ис­то­рии: «Ут­ро стре­лец­кой каз­ни» (1878–81), «Мен­ши­ков в Бе­рё­зо­ве» (1881–83), «Боя­ры­ня Мо­ро­зо­ва» (1881–87; все — в ГТГ). Суриков соз­дал но­ва­тор­ский тип мно­го­фи­гур­ной ком­по­зи­ции, в ко­то­рой смысл со­бы­тий рас­кры­ва­ет­ся че­рез вы­ра­же­ние слож­ной гам­мы чувств разл. изо­бра­жён­ных пер­со­на­жей. По сло­вам М. А. Во­ло­ши­на, Суриков «уга­ды­вал рус­скую ис­то­рию… че­рез жи­вые ли­ки жи­вых лю­дей, че­рез внут­рен­нее чув­ст­во ве­щей, пред­ме­тов и форм жиз­ни». Ком­по­зиц. со­вер­шен­ст­во кар­тин Сурикова, един­ст­во их пла­стич. и ко­ло­ри­стич. ре­ше­ния дос­ти­га­ют­ся за счёт тща­тель­ной ра­бо­ты над мно­го­числ. этю­да­ми и эс­ки­за­ми (б. ч. — в ГРМ и ГТГ). В 1889–90 жил в Крас­но­яр­ске; на­пи­сан­ная там кар­ти­на «Взя­тие снеж­но­го го­род­ка» (1891, ГРМ; се­реб­ря­ная ме­даль на Все­мир­ной вы­став­ке 1900 в Па­ри­же) от­кры­ва­ет но­вый, «ге­рои­че­ский» пе­ри­од в твор­че­ст­ве Сурикова, ко­гда гл. те­мой ста­но­вит­ся те­ма уда­ли, мо­щи, един­ст­ва рус. на­ро­да. По воз­вра­ще­нии в Мо­ск­ву соз­да­ёт кар­ти­ны «По­ко­ре­ние Си­би­ри Ер­ма­ком» (1891–1895), «Пе­ре­ход Су­во­ро­ва че­рез Аль­пы в 1799 го­ду» (1895–99), «Сте­пан Ра­зин» (1904–06, час­тич­но пе­ре­пи­са­на в 1910; все — в ГРМ); по­след­няя боль­шая ис­то­рическая кар­ти­на — «По­се­ще­ние ца­рев­ной жен­ско­го мо­на­сты­ря» (1912, ГТГ). Ав­тор ост­ро­пси­хо­ло­гических порт­ре­тов, в т. ч. порт­ре­тов-ти­пов: «Ста­рик-ого­род­ник» (1882, ГРМ), О. В. Су­ри­ко­вой (доче­ри ху­дож­ни­ка; 1888), «Си­бир­ская кра­са­ви­ца (порт­рет Е. А. Рач­ков­ской)» (1891), док­то­ра А. Д. Езер­ско­го (1900-е гг.; все — в ГТГ), «Си­би­ряч­ка» (1909), А. А. До­б­рин­ской (1911; оба — в ГРМ), ав­то­порт­ре­ты (1913, ГТГ; 1915, ГРМ) и др. В позд­них пей­за­жах ре­шал не столь­ко пле­нэр­ные, сколь­ко про­стран­ст­вен­ные и ком­по­зиц. за­да­чи («Вид на Кремль», 1913, ГТГ).
Ра­бо­тал так­же в тех­ни­ке ак­ва­ре­ли.

Имя Сурикова но­сят Ху­дожественный му­зей в Крас­но­яр­ске и МХИ; в Крас­но­яр­ске в 1948 от­крыт Му­зей-усадь­ба В. И. Су­ри­ко­ва.
С. М. Грачева. Большая Российская энциклопедия.
#6
читать дальшескрыть

Крест предвыносной патриарха Никона

Время создания
1913
Размер
27х21 см
Техника
Акварель, карандаш
Коллекция
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Суриков В.И. Коллекция работ

Гребец в красной рубахе
Гребец в красной рубахе
Красноярский краевой краеведческий музей
Мальчик на снегу
Мальчик на снегу
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Этюды к картине
Этюды к картине
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Стрелец
Стрелец
Вольский краеведческий музей
Анфиса
Анфиса
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Благовещение
Благовещение
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Крым. Скалы в Симеизе
Крым. Скалы в Симеизе
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Княгиня Ольга встречает тело Игоря
Княгиня Ольга встречает тело Игоря
Государственный Русский музей
Портрет А.С. Сурикова, деда художника
Портрет А.С. Сурикова, деда художника
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Портрет Е.И. Суриковой (Виноградовой)
Портрет Е.И. Суриковой (Виноградовой)
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Голова Степана Разина
Голова Степана Разина
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Портрет Е.В. Суриковой
Портрет Е.В. Суриковой
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Голова монахини
Голова монахини
Калужский музей изобразительных искусств
Сибирячка
Сибирячка
Государственный Русский музей
Вид на Красноярск в районе Благовещенской церкви
Вид на Красноярск в районе Благовещенской церкви
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Солдат
Солдат
Ростовский музей изобразительных искусств
Старик – огородник
Старик – огородник
Государственный Русский музей
Переход Суворова через Альпы
Переход Суворова через Альпы
Государственный Русский музей
Портрет З.С. Хаминовой
Портрет З.С. Хаминовой
Томский областной художественный музей
Человек с больной рукой
Человек с больной рукой
Государственный Русский музей
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%