Этюдник — знакомый в наши дни атрибут художника, не всегда был таковым. Ранее художники писали в мастерских, не выходя за ее пределы. Но с появлением такого походного чемоданчика, вышли за пределы своих рабочих пространств. Художники вышли на пленэр и показали реальный мир, продемонстрировали все краски окружающего себя пространства. Возможность хранить и переносить краски, носить с собой все необходимые предметы, позволили по-новому взглянуть на прежние нормы.
Так, с середины XIX века этюдник становится популярным приспособлением, не только среди пленэристов. И если другой неотъемлемый атрибут для художника зонт имел простую функцию — защита от солнца и дождя, то этюдник обладал множеством функций, он был многофункционален, универсален и мобилен. В нем не только хранили нужные предметы, но и переносили свежие работы — этюды, помещающиеся с этюдник
Внешний вид этюдника был весьма разнообразен: на ножках, с выдвижными ящиками, отделениями для инструментов и красок, но непременно с деревянной откидной крышкой, на которую крепился грунтованный холст или бумага для рисования. Василий Суриков предпочитал простые и вместительные этюдники без выдвижных деталей, поскольку считал такие модели самыми долговечными.
В 1951 году внучка В.И. Сурикова, Наталья Кончаловская, передала в дар музею инструменты и материалы своего знаменитого деда-художника: флейц, мастихин, акварели, зеркало и пр. Именно этот этюдник был свидетелем того, как творил великий русский художник.
Небольшой чемоданчик, без которого Василий Суриков не представлял свою работу на природе. При этом Василий Иванович брал с собой всё самое необходимое — кисти, краски, палитра, нож наваха для точки карандашей, мастихин для смешивания краски и удаления засохшей, даже хозяйственное мыло для ухода за флейцем и кистями. Есть у этюдника и замочек — Василий Суриков предпочитал скрывать свои работы от посторонних глаз, поэтому, заканчивая работу, всегда замыкал этюдник.