Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Петр I перетаскивает суда из Онежского залива

Время создания
1872
Размер
52,1x70,7 см
Техника
бумага, уголь; процарапывание
1
Открыть в приложении
#1

В 1872 году Суриков работает над серией рисунков из жизни Петра I для московской Политехнической выставки, организованной в связи с 200-летием со дня рождения императора. На одном из них через лес и топи мужики в лаптях и длинных крестьянских рубахах тащат волоком деревянное судно. 

#2

Сюжетом рисунка послужил эпизод, когда после поражения под Нарвой, Петр втайне готовил отвоевание Невы у шведов и выход в Балтийское море. Он разработал план внезапного нападения на крепость Нотебург (Орешек). 

#10

Клаар А.Р. Князь Михаил Голицын передает Петру Великому ключи от взятой шведской крепости Нотебург. По рисунку Кимфеля. Начало XIX века

#13
Для штурма неприступной крепости необходим был флот. Флотилию судов должны были подготовить тайно на севере, прорубить в лесных дебрях дорогу, замостить топкие болота и волоком перетащить суда из Онежского залива Белого моря в Онежское озеро (около 160 километров), с тем чтобы неожиданно для шведов с судами и войсками очутиться под Нотебургом. 
#14

Шхонебек А. Взятие Нотебурга. 1703. Государственный Русский музей

#6

В этом сюжете Суриков впервые проявил себя как будущий «композитор» (так называли его в Академии художеств), мастер массовых сцен. 


Конечно, в строгой последовательности трех планов, центральном расположении главного героя, декоративности пейзажа угадываются традиции академизма. Но сложные ракурсы, в которых изображены персонажи, их энергичные, рифмующиеся между собой движения позволили художнику убедительно передать ощущение крайнего напряжения сил. 


Рисунок углем по-своему живописен, выразительности ему добавляют и резкие переходы от тени к свету, и контрасты (белые рубахи крестьян буквально сияют на фоне их серых армякови черной земли).

#17
Суриков В.И. Петр I перетаскивает суда из Онежского залива
#18

Ухватившись за канаты, согнувшись от усилий и тяжело упираясь ногами в землю, тянут они лямку, кто, перекинув через плечо, кто — держа в вытянутых руках, пятясь или повернувшись боком. 

#16

Этим размеренным движениям людей противостоит застывшая в своей вечности северная природа, которой все же придется покориться дерзкому замыслу одного человека. Он — почти в центре композиции, в потрепанном офицерском мундире и надвинутой на лоб треуголке, ухватившись одной рукой за бечеву, другой как бы указывает людям направление движения. В этом взмахе руки, в «винтовом» развороте тела таится мощная энергия Петра. На звук его голоса повернули головы несколько человек. Он — вдохновитель и главная «пружина» действий людей. 


Суриков верно угадывает характер императора с его способностью управлять не только с помощью слов и указов, но и самому браться за дело, подкрепляя приказы личным примером.

#7
читать дальшескрыть

Петр I перетаскивает суда из Онежского залива

Время создания
1872
Размер
52,1x70,7 см
Техника
бумага, уголь; процарапывание
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Суриков В.И. Коллекция работ

Жена чернобородого стрельца
Жена чернобородого стрельца
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Крым. Пейзаж с Форосской церковью
Крым. Пейзаж с Форосской церковью
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Гребец в красной рубахе
Гребец в красной рубахе
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Этюды к картине
Этюды к картине
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Автопортрет В.И. Сурикова
Автопортрет В.И. Сурикова
Красноярский краевой краеведческий музей
Переход Суворова через Альпы
Переход Суворова через Альпы
Калужский музей изобразительных искусств
Портрет Оли Суриковой
Портрет Оли Суриковой
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Портрет княгини П.И. Щербатовой
Портрет княгини П.И. Щербатовой
Радищевский музей
Гребец в красной рубахе
Гребец в красной рубахе
Красноярский краевой краеведческий музей
Переход Суворова через Альпы в 1799 году
Переход Суворова через Альпы в 1799 году
Государственный Русский музей
Крест предвыносной патриарха Никона
Крест предвыносной патриарха Никона
Музей Москвы
Анфиса
Анфиса
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Покорение Сибири Ермаком
Покорение Сибири Ермаком
Государственный Русский музей
Портрет Е.И. Суриковой (Виноградовой)
Портрет Е.И. Суриковой (Виноградовой)
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Мальчик на снегу
Мальчик на снегу
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Степан Разин
Степан Разин
Государственный Русский музей
Комнаты в красноярском доме Суриковых
Комнаты в красноярском доме Суриковых
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Старый Красноярск
Старый Красноярск
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Казак в лодке
Казак в лодке
Краснодарский музей имени Ф.А. Коваленко
Портрет З.С. Хаминовой
Портрет З.С. Хаминовой
Томский областной художественный музей
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%