Александр Дейнека — один из ярчайших представителей социалистического реализма. Он родился в далекой от искусства семье железнодорожного рабочего в Курске. Рано начал рисовать. Родители не разделяли увлечений мальчика, поэтому, когда в 1916 году он уехал учиться в Харьковское художественное училище, свои материальные вопросы ему пришлось решать самостоятельно.
После революции Дейнека сменил не одно место работы. Успел побывать учителем в женской гимназии и фотографом в уголовном розыске. В годы Гражданской войны руководил художественной студией при курском политуправлении. Потом была учеба в ВХУТЕМАСе у известного графика Владимира Фаворского. Он много работал для журналов, в частности, сотрудничал с изданиями «Безбожник у станка» и «Прожектор». С активной работой на ниве журнальной иллюстрации были связаны особенности стиля Дейнеки. Поскольку многим его картинам предшествовали журнальные зарисовки, его живопись 1920-х годов часто напоминает сильно увеличенные рисунки.
Прославление советского человека, создание идеального образа здорового и спортивного гражданина молодой советской страны, индустриальный пейзаж — стали главными темами творчества Дейнеки.
«Художник обязан глубоко и зорко видеть и понимать, чем живет его родина. Знать, что хотят видеть. Обязан это так показать, чтобы зритель сказал: я это видел, знаю, люблю», — говорил Дейнека.
Его работы полны энергией и оптимизма, они как будто устремлены в будущее, проникнуты пафосом становления нового советского человека: здорового, бодрого, полного жизненных сил и способного преодолеть любую преграду.
Дейнека любил рискованный ракурс, необычную перспективу. Именно такой нестандартный подход к построению композиции мы видим в его работе «Из окна. 1933 год», на которой изображена бегущая на лыжах женщина. По задумке художника мы наблюдаем за ней из окна комнаты. А чтобы мы не сомневались в том, что действительно находимся в помещении, художник поставил на подоконник в углу картины горшок с цветком, очертив тем самым границу дома и улицы.
Дейнека создает свои самые яркие и известные произведения в 1920–1930-е годы. Во время войны он занимается военной темой. В послевоенный период художника начали критиковать за «формализм» и «схематизм», и, хотя он пытался писать в более академическом ключе, государственных заказов в этот период ему почти не давали.
С наступлением «оттепели» отношение к Дейнеке вновь изменилось, и после персональной выставки 1957 года к нему вернулась слава одного из лучших советских художников. В день открытия своей выставки в 1969 году он слег с сердечной недостаточностью и через неделю ушел из жизни.