Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Сокровища Нижегородского художественного музея»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Косарь

Время создания
1911-1912 гг.
Место создания
Россия
Размер
114,3x67,2 см
Техника
холст, масло
11
Открыть в приложении
#2
Казимир Малевич
Косарь
#3
Казимир Малевич написал картину «Косарь» в начале 1910-х годов. Она входит в ранний «крестьянский цикл» художника — вместе с полотнами «Жница», «Крестьянка с ведрами и ребенком», «Уборка ржи». Тема крестьян была с детства близка Малевичу: он родился в 1879 году в Киеве, но рос в украинских селах. Его отец работал на сахароваренных заводах, расположенных вдали от города — семье приходилось подолгу жить в глубинке.
#26
На плантациях работали крестьяне, от мала до велика, почти все лето и осень, а я, будущий художник, любовался полями и «цветными» работниками.
писал Казимир Малевич в автобиографии
#25
Он особо подчеркивал, что осознанно «остался на стороне искусства крестьянского и начал писать картины в примитивном духе».
#22
#7
Малевич изобразил Косаря так, будто фигура составлена из простых геометрических форм: ноги и руки напоминают конусы и цилиндры, рубаха — трапецию. Поле тоже нереалистично: колосья выглядят как элементы орнамента; красный фоновый цвет совсем не похож на естественный вид травы. Чтобы понять идею картины, нужно разобраться, какую роль в творчестве Малевича играли французский кубизм и русская иконопись.
#9

Кубизм

#10
Кубизм зародился во Франции в начале ХХ века. Кубисты сочетали в картинах прямые и ломаные линии, нарушали законы линейной перспективы, дробили формы на простые фигуры. Первой в мире кубистической картиной часто называют «Авиньонских девиц» Пабло Пикассо 1907 года.
#11
Пабло Пикассо. Авиньонские девицы. 1907. Нью-йоркский Музей современного искусства (Museum of Modern Art), Нью-Йорк, США
#12
Фигурки «девиц» будто высечены грубым инструментом: носы похожи на треугольники, руки и ноги выглядят как обтесанные бруски — с хорошо заметными гранями.
 
Дело в том, что кубисты не стремились копировать реальность. К началу ХХ века эту задачу успешно решила фотография. А художники пытались осмыслить мир иначе: они выявляли, какие базовые фигуры лежат в основе всех предметов. Считается, что на философию кубизма повлиял Поль Сезанн, утверждавший, что «Всё в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра…»
#13

Иконы

#14
К началу ХХ века реставраторы научились счищать потемневшую олифу с икон, не повреждая древние краски. Олифа — масляная жидкость, образующая на поверхностях пленку. В иконописи её использовали в качестве лака, но со временем она сильно темнела: покрытые ею святые образы становились едва различимы.
#27
Икона Артемия Великомученика. Живопись справа — под слоем потемневшей олифы. XVII век (правая половина — запись XIX века). Нижегородский государственный художественный музей.
#28
После расчистки, впервые за несколько веков, зрители увидели истинную красоту старинных икон. Авангардисты оценили этот особый художественный язык: для них было важно, что иконы тоже не стремятся подражать реальному миру — наоборот, они выявляют незримые, фундаментальные образы.
#29
#30
Лицо Косаря похоже на иконный лик. Для наглядности его можно сравнить с новгородским «Спасом на престоле с избранными святыми»: они схожи и красным фоном, и самой монументальностью образа.
#15
Спас на престоле с избранными святыми. Конец XIII-начало XIV в. © Государственная Третьяковская галерея.
#16
Связь картины с иконными образами подтверждают записи Малевича. О своих крестьянских полотнах он писал: «Сначала, в первом периоде, я подражал иконописи…»
#19
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Косарь

Время создания
1911-1912 гг.
Место создания
Россия
Размер
114,3x67,2 см
Техника
холст, масло
11
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%