Казимир Малевич пробовал себя в разных жанрах — реализме, импрессионизме, фовизме, кубизме. Но никакое из течений не отражало его взгляда на мир. И Малевич создал собственное — супрематизм. А его «Черный квадрат» стал манифестом нового искусства.
Персона
Малевич Казимир Северинович
Годы жизни: 1878—1935
#2
#3
«Волнению нашему не было границ»
#4
Казимир Малевич родился в 1878 году в Киеве, в семье управляющего сахароваренным заводом. Из-за работы отца семье приходилось часто переезжать, и детство художника прошло в деревнях и провинциальных городках.
Однажды в городок, где жил Малевич, приехали столичные художники, чтобы расписать местный собор. Он несколько часов караулил их у церкви вместе с друзьями: хотел увидеть настоящих живописцев.
Однажды в городок, где жил Малевич, приехали столичные художники, чтобы расписать местный собор. Он несколько часов караулил их у церкви вместе с друзьями: хотел увидеть настоящих живописцев.
#5
Мы ползли самым осторожным образом, на животе, затаив дыхание. Нам удалось подползти очень близко. Мы видели цветные тюбики, из которых давили краску, что было очень интересно… Волнению нашему не было границ. Мы пролежали часа два,
— вспоминал Малевич.
#6
Мальчик всерьез увлекся живописью. Он купил в аптеке толстую кисть, пытался рисовать чернилами и даже сам делал краски — из глины. Мать, заметив увлеченность сына, подарила ему масляные краски. А вот отец не поощрял такого увлечения, потому что хотел, чтобы тот стал инженером.
#7
«На тусклом фоне курского бытия наш кружок был настоящим вулканом жизни искусства»
#8
В 1896 году Малевичи переехали в Курск, и Казимир с помощью отца устроился чертежником в железнодорожное управление. Однако живопись он не бросил. В новом городе Малевич нашел единомышленников и создал художественный кружок, который стал быстро разрастаться.
Начальство выделило художникам помещение, где они оборудовали мастерскую. Малевич выписывал из Москвы книги и гипсы, все сбережения тратил на художественные принадлежности. Вскоре члены объединения стали организовывать в Курске выставки, на которых показывали не только свои работы, но и полотна столичных художников.
Начальство выделило художникам помещение, где они оборудовали мастерскую. Малевич выписывал из Москвы книги и гипсы, все сбережения тратил на художественные принадлежности. Вскоре члены объединения стали организовывать в Курске выставки, на которых показывали не только свои работы, но и полотна столичных художников.
#9
На тусклом фоне курского бытия наш кружок был настоящим вулканом жизни искусства,
— вспоминал Малевич.
#10
«Вся загадка была в Москве»
#11
Вскоре художник понял, что ему не хватает образования. Малевич решил поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
#12
Меня начала мысль о Москве сильно тревожить, но денег не было, а вся загадка была в Москве, природа была всюду, а средства, как написать ее, были в Москве, где жили тоже знаменитые художники… Я подвел денежную базу, и по моим расчетам мне должно было хватить на целый учебный год, весной же приеду в Курск и поступлю на работу. Еду. Это был 1904 год,
— писал Малевич.
#13
Но ни в первый, ни во второй, ни даже в третий раз ему не удалось поступить. Художник не отчаивался: он перебрался в Москву и стал заниматься в студии Федора Рерберга. Там Малевич изучал историю живописи и искал свой стиль. Он подражал манере известных художников и более всего увлекался импрессионизмом: в этом стиле он написал «Пейзаж с желтым домом» («Зимний пейзаж»).
Хоть Малевич и уезжал каждое лето на заработки, часто у него не было денег даже на еду: однажды он попал в больницу после голодного обморока. Из-за нехватки средств художник не мог позволить себе даже новые холсты и потому использовал мебель: так, на трех полках этажерки он написал картины «Туалетная шкатулка», «Станция без остановки» и «Корова и скрипка».
Приехал в Москву Малевич поклонником Ильи Репина и Валентина Серова, но вскоре о них же написал, что первый — «брандмейстер тупых пожарных, гасящих огонь всего нового», а второй — «бездарный пачкун». Со временем Малевич сблизился с футуристами, часто гулял с ними по Кузнецкому Мосту с деревянной ложкой в петлице пиджака.
В это время Малевич активно искал собственное художественное видение и пробовал работать в разных стилях — реализме, импрессионизме, фовизме, кубизме и примитивизме.
Хоть Малевич и уезжал каждое лето на заработки, часто у него не было денег даже на еду: однажды он попал в больницу после голодного обморока. Из-за нехватки средств художник не мог позволить себе даже новые холсты и потому использовал мебель: так, на трех полках этажерки он написал картины «Туалетная шкатулка», «Станция без остановки» и «Корова и скрипка».
#14
«От кубизма к супрематизму»
#15
В 1913 году Казимир Малевич работал над декорациями и костюмами для футуристической оперы «Победа над солнцем». Именно в этой постановке впервые появился черный квадрат: он был изображен на заднике как символ нового солнца.
А в 1916 году, на последней футуристической выставке «0,10», появился тот самый «Черный квадрат». Он висел в красном углу, среди других полотен Малевича — композиций из геометрических фигур. Там же художник представил брошюру с теоретическим обоснованием нового направления — «От кубизма к супрематизму». Малевич придумал название для течения вместе с Велимиром Хлебниковым и Алексеем Крученых: supremus в переводе с латыни означает «превосходство».
Художественное сообщество и публика в целом приняли в штыки «Черный квадрат» и супрематизм. Другие участники потребовали убрать название «супрематизм» из названия выставки и из каталога, а также запретили характеризовать супрематизм как одно из течений футуризма.
А в 1916 году, на последней футуристической выставке «0,10», появился тот самый «Черный квадрат». Он висел в красном углу, среди других полотен Малевича — композиций из геометрических фигур. Там же художник представил брошюру с теоретическим обоснованием нового направления — «От кубизма к супрематизму». Малевич придумал название для течения вместе с Велимиром Хлебниковым и Алексеем Крученых: supremus в переводе с латыни означает «превосходство».
Художественное сообщество и публика в целом приняли в штыки «Черный квадрат» и супрематизм. Другие участники потребовали убрать название «супрематизм» из названия выставки и из каталога, а также запретили характеризовать супрематизм как одно из течений футуризма.
#16
Черный квадрат в белом окладе — это не простая шутка, не простой вызов… случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели,
— писал Александр Бенуа.
#17
Арест, выставка и снова арест
#18
В 1919 году Малевич переехал в Витебск и занялся преподаванием. Там вместе с единомышленниками он организовал Уновис — объединение «Утвердители нового искусства». Его участники занимались дизайном афиш и предметов мебели, оформлением городских праздников.
В 1927 году художник отправился в Европу, где открывалась выставка его картин. Но очень скоро советская власть потребовала возвращения Малевича: его обвиняли в шпионаже. Живописец пробыл под арестом три недели. По возвращении домой он продолжил писать картины для экспозиции в Третьяковской галерее.
В 1930 году Малевича арестовали еще на три месяца — за антисоветскую пропаганду. После освобождения живописец создал крестьянский цикл полотен в постсупрематическом стиле. А в последние годы жизни художник писал в основном портреты: «Работницу», «Автопортрет» и другие.
Казимира Малевича не стало в 1935 году. Его похоронили в супрематическом гробу, на котором были нарисованы черный квадрат и черный круг.
В 1927 году художник отправился в Европу, где открывалась выставка его картин. Но очень скоро советская власть потребовала возвращения Малевича: его обвиняли в шпионаже. Живописец пробыл под арестом три недели. По возвращении домой он продолжил писать картины для экспозиции в Третьяковской галерее.
В 1930 году Малевича арестовали еще на три месяца — за антисоветскую пропаганду. После освобождения живописец создал крестьянский цикл полотен в постсупрематическом стиле. А в последние годы жизни художник писал в основном портреты: «Работницу», «Автопортрет» и другие.
Казимира Малевича не стало в 1935 году. Его похоронили в супрематическом гробу, на котором были нарисованы черный квадрат и черный круг.
#1
читать дальшескрыть