Малевич К.С. Голова крестьянина. 1928-1929. Ж-9488.jpg
Казимир Малевич
Голова крестьянина. 1928–1929
#2
В 1977 году в собрание Русского музея в числе 18-ти произведений Казимира Малевича поступила картина «Голова крестьянина», исполненная в 1928–1929 годах.
Этот дар был сделан третьей женой художника — Натальей Андреевной (урожденной Манченко).
#13
Малевич К.С. Портрет жены художника.jpg
Казимир Малевич. Портрет жены художника. 1933
#6
В конце 1910-х годов Малевич оставил живопись, полагая, что она, открыв супрематизм, исполнила свое предназначение и должна исчезнуть.
Пережив в конце 1920-х разгром возглавляемого им Государственного института художественной культуры (Гинхука), подвергнувшись аресту и затравливанию после зарубежной поездки, художник в 1928 году вновь обращается к живописи, находя в ней духовную опору в чрезвычайно тяжелой жизненной и общественной ситуации.
В этот период Малевич создает серию работ «второго крестьянского цикла», в которых идущая от супрематизма бесплотность и легкость соединяется с фигуративностью, для того, чтобы через цвет и форму воплотить новое ощущение пространства и человека в нем.
#12
5985_mainfoto_01.jpg
Малевич К.С. Голова крестьянина. 1928-1929. Ж-9488.jpg
Казимир Малевич. Голова крестьянина. 1928-1929
#14
Обращение к крестьянским мотивам происходит не случайно.
В своей автобиографии Малевич писал, что он всегда старался подражать крестьянам во всем — в одежде, в манерах, в еде. Ему нравились крестьянские дома, их вышитые одежды и раскрашенная утварь. Лики на иконах в его воображении ассоциировались с лицами крестьян.
Композиционной основой «Головы крестьянина», как и в раннем кубофутуристическом «Портрете И. В. Клюна» 1913 года, является древнерусская иконография.
Напряженность, грозность мужицкого лика, предстающего на фоне фриза из фигур крестьянок и разноцветных ленточных плоскостей вспаханного поля, вызывает в памяти суровый образ Спаса Ярое Око.
#15
Малевич К.С. Голова крестьянина. 1928-1929. Ж-9488.jpg
Малевич К.С. Портрет Ивана Васильевича Клюна.jpg
Спас «Ярое око». Конец XIV — начало XV века. .jpg
#17
Неслучайно Малевич говорил:
«Я понял крестьян через икону».
#16
Тревожный диссонанс вносят проносящиеся на фоне чернополосного неба самолеты — признак технического века, противостоящий традиционной деревенской культуре.
Малевич с детства воспринимал урбанистический мир, с машинами, фабриками и заводами как агрессивную и страшную силу противостоящую земле, полю, где работали крестьяне, вставая вместе с солнцем, помогая себе песнями.
#18
Казимир Малевич не сразу создал данную композицию, о чем свидетельствуют многочисленные авторские правки карандашом во время подготовительной работы, обнаруженные специалистами при исследовании работы в инфракрасном свете.
Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
Подпишитесь на рассылку
Каждую неделю мы будем присылать вам самые интересные материалы для настоящих ценителей искусства
Подписаться
Мы в социальных сетях
Самые интересные экспонаты, информация для профессионального сообщества и т.д.
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Подписка успешно оформлена
Введите корректный адрес электронной почты
По вопросам технической поддержки обращайтесь по телефону +7 (495) 748–35-61 или по электронной почте: artefact@mkrf.ru