Художники «Союза молодежи» участвовали и в создании футуристического театра.
Странно было бы, если в авангардный период развития искусств, театр продолжил существование в его классической форме. Сам синтетизм этого искусства давал широкие возможности для экспериментов и в музыке, и в слове, и в визуальности.
Художники «Союза» были причастны к нескольким постановкам. Прежде всего, это так называемые Хоромные действа.
Представление было устроено в 1911 году в Санкт-Петербурге, в залах театральной школы Александра Суворина. Этот мультижанровый перформанс включал в себя инсценировку народной пьесы «Комедия о Царе Максимилиане и его сыне Адольфе», концерт и действо, названное «хороводными причудами».
Перформанс Хоромные действа предлагал ироническое переосмысление фольклорной темы, более радикальное и карнавальное, чем в ретро-эстетике «Мира искусства».
В 1913 году в театре «Луна-парк» в Петербурге были даны еще два спектакля: 2 декабря — моноспектакль «Владимир Маяковский», а на следующий день — знаменитая «Победа над солнцем».
«Победа…» имела саркастическое жанровое определение — «опера». Ничего общего с традиционной оперой в ней конечно не было.
Либретто для оперы создавал поэт-футурист Алексей Крученых. Его стихи были практически лишены сюжета, зато было много работы над языком, например, он ввел в текст элементы так называемой зауми: псевдослов, неологизмов, бессмысленных буквосочетаний.
Например, так:
— Я ем собаку / И белоножки / Жареную котлету / Дохлую картошку / Место ограничено / Печать молчать / Ж Ш Ч
Сюжет оперы сводится к тому, что солнце оказывается побежденным и плененным. Один из персонажей провозглашает:
Солнце ты страсти рожало / жгло воспаленным лучом / Задернем пыльным покрывалом /Заколотим в бетонный дом!
Победа символизирует здесь апокалипсис прошлого и победу футуризма, что бы это ни означало.
Музыку к «Победе…» написал Михаил Матюшин, а костюмы и декорации исполнил в кубофутуристическом стиле Казимир Малевич.
Среди произведений на выставке — эскизы костюмов действующих лиц: Нерон, Похоронщик, Трусливый, Чтец, Будетлянский (то есть футуристический) силач. На одном из эскизов — геометрическая композиция, которую сам художник считал первым вариантом супрематистского квадрата.
Странно было бы, если в авангардный период развития искусств, театр продолжил существование в его классической форме. Сам синтетизм этого искусства давал широкие возможности для экспериментов и в музыке, и в слове, и в визуальности.
Художники «Союза» были причастны к нескольким постановкам. Прежде всего, это так называемые Хоромные действа.
Представление было устроено в 1911 году в Санкт-Петербурге, в залах театральной школы Александра Суворина. Этот мультижанровый перформанс включал в себя инсценировку народной пьесы «Комедия о Царе Максимилиане и его сыне Адольфе», концерт и действо, названное «хороводными причудами».
Перформанс Хоромные действа предлагал ироническое переосмысление фольклорной темы, более радикальное и карнавальное, чем в ретро-эстетике «Мира искусства».
В 1913 году в театре «Луна-парк» в Петербурге были даны еще два спектакля: 2 декабря — моноспектакль «Владимир Маяковский», а на следующий день — знаменитая «Победа над солнцем».
«Победа…» имела саркастическое жанровое определение — «опера». Ничего общего с традиционной оперой в ней конечно не было.
Либретто для оперы создавал поэт-футурист Алексей Крученых. Его стихи были практически лишены сюжета, зато было много работы над языком, например, он ввел в текст элементы так называемой зауми: псевдослов, неологизмов, бессмысленных буквосочетаний.
Например, так:
— Я ем собаку / И белоножки / Жареную котлету / Дохлую картошку / Место ограничено / Печать молчать / Ж Ш Ч
Сюжет оперы сводится к тому, что солнце оказывается побежденным и плененным. Один из персонажей провозглашает:
Солнце ты страсти рожало / жгло воспаленным лучом / Задернем пыльным покрывалом /Заколотим в бетонный дом!
Победа символизирует здесь апокалипсис прошлого и победу футуризма, что бы это ни означало.
Музыку к «Победе…» написал Михаил Матюшин, а костюмы и декорации исполнил в кубофутуристическом стиле Казимир Малевич.
Среди произведений на выставке — эскизы костюмов действующих лиц: Нерон, Похоронщик, Трусливый, Чтец, Будетлянский (то есть футуристический) силач. На одном из эскизов — геометрическая композиция, которую сам художник считал первым вариантом супрематистского квадрата.