Михаил Александрович Врубель проявил себя не только как живописец и график, он также был замечательным скульптором и мастером декоративно-прикладного искусства. Диапазон его творческих поисков необыкновенно широк: художник обращался к наследию прошедших эпох от цивилизаций Древнего Востока, Рима и Византии до итальянского Возрождения. Врубель ценил в искусстве традиции и преемственность, но понимал их гораздо шире, чем большинство современников.
В 1889 году художник познакомился со знаменитым меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым. Благодаря этой встрече Врубель стал членом кружка, который объединял замечательных деятелей искусства. Многие из них были увлечены народными художественными традициями и памятниками допетровской Руси. В то время в Абрамцеве, подмосковном имении Мамонтова, проводился ремонт старинных печей. С характерным для купца размахом хозяин поместья организовал керамическую мастерскую и увлек товарищей идеей возродить производство русского изразца и майолики. Художественным руководителем маленького предприятия вскоре стал Врубель.
В мастерской Михаил Врубель создал немало скульптур, одной из которых стала «Египтянка». Творческим импульсом для её создания послужило наблюдение автора за тем, как дочь Саввы Мамонтова Вера шепотом общалась с подругой во время семейного застолья. Художника заинтересовало движение губ девушки. По свидетельству очевидца, первоначальное название скульптуры — «Тайна». В законченном виде она получила венец, отдаленно напоминающий предмет из головного убора египетских фараонов, и соответствующее имя. Скульптура существует в нескольких экземплярах, которые отличаются цветом поливы.