В собрании Государственного художественного музея Ханты-Мансийска хранятся два полотна работы одного из самых известных художников-маринистов — Ивана Айвазовского. Это «Ночной Константинополь» и «Раннее утро на берегу моря». Мотив утра с поднимающимся над морской гладью утренним туманом, сквозь который проступают очертания кораблей, прибрежных гор и строений, часто встречался в картинах Айвазовского.
В «Раннем утре на берегу моря» на первом плане он изобразил людей — парень в красной рубашке набирает пресную воду из источника, над которым возведено каменное сооружение. Женщина с ребенком идут вдоль берега, у самой воды сидит мужчина в светлой одежде. У берега стоит лодка с опущенным парусом, в ней сидят двое. Туман практически не коснулся этой части композиции.
На втором плане — дорожка от восходящего солнца на воде и два парусника с поднятыми парусами. В утреннем мареве видны только очертания, написанные Айвазовским с большим знанием корабельной оснастки и мастерством. Справа, вдалеке, виднеются очертания скал. Весь второй план художник окутал желтовато-розовой дымкой. Айвазовский очень тонко разработал колорит этого пейзажа — краски передают гармонию, тишину и покой.
Айвазовский никогда не писал с натуры. Он считал, что стихию невозможно изобразить, поскольку в следующее мгновение она уже иная. Основной жанр его работ — марина, разновидность пейзажа, в которой художник изображает события, происходящие на море. Айвазовский предпочитал масло, хотя его море и волны кажутся акварельными. В маринах он активно использовал технику лессировки, нанося тонкие, почти прозрачные краски друг на друга. Благодаря этому приему волны, облака и море на его холстах казались прозрачными и живыми, а целостность красочного слоя не нарушалась и не подвергалась разрушению.
Художник писал легко, быстро и был очень плодотворен. Его творческое наследие составило около шести тысяч живописных полотен, в том числе батальных сцен и сухопутных пейзажей. Самые известные — «Девятый вал», «Чесменский бой», «Черное море», «Среди волн», «Лунная ночь на Босфоре». Также у Айвазовского есть много не известных широкому кругу зрителей работ, разных эскизов и морских зарисовок. Айвазовский первым в России начал организовывать собственные персональные выставки, и при его жизни их состоялось 120.
В «Раннем утре на берегу моря» на первом плане он изобразил людей — парень в красной рубашке набирает пресную воду из источника, над которым возведено каменное сооружение. Женщина с ребенком идут вдоль берега, у самой воды сидит мужчина в светлой одежде. У берега стоит лодка с опущенным парусом, в ней сидят двое. Туман практически не коснулся этой части композиции.
На втором плане — дорожка от восходящего солнца на воде и два парусника с поднятыми парусами. В утреннем мареве видны только очертания, написанные Айвазовским с большим знанием корабельной оснастки и мастерством. Справа, вдалеке, виднеются очертания скал. Весь второй план художник окутал желтовато-розовой дымкой. Айвазовский очень тонко разработал колорит этого пейзажа — краски передают гармонию, тишину и покой.
Айвазовский никогда не писал с натуры. Он считал, что стихию невозможно изобразить, поскольку в следующее мгновение она уже иная. Основной жанр его работ — марина, разновидность пейзажа, в которой художник изображает события, происходящие на море. Айвазовский предпочитал масло, хотя его море и волны кажутся акварельными. В маринах он активно использовал технику лессировки, нанося тонкие, почти прозрачные краски друг на друга. Благодаря этому приему волны, облака и море на его холстах казались прозрачными и живыми, а целостность красочного слоя не нарушалась и не подвергалась разрушению.
Художник писал легко, быстро и был очень плодотворен. Его творческое наследие составило около шести тысяч живописных полотен, в том числе батальных сцен и сухопутных пейзажей. Самые известные — «Девятый вал», «Чесменский бой», «Черное море», «Среди волн», «Лунная ночь на Босфоре». Также у Айвазовского есть много не известных широкому кругу зрителей работ, разных эскизов и морских зарисовок. Айвазовский первым в России начал организовывать собственные персональные выставки, и при его жизни их состоялось 120.