«Женский портрет», представленный в экспозиции Нижнетагильского музея изобразительных искусств, принадлежит кисти художника Владимира Боровиковского. Точная дата написания портрета неизвестна.
Владимир Лукич Боровиковский, можно сказать, потомственный художник-самоучка. Он родился в Миргороде в 1757 году, в семье казака Луки Боровика, который вместе с тремя сыновьями: Василием, Иваном и Владимиром — занимался иконописью. Став самостоятельным, Владимир отошел от строгих канонов иконописи и начал писать церковную живопись в духе «украинского барокко». Так бы и остался художник местной знаменитостью, если бы не случайность. В 1787 году Владимир Лукич исполнил две аллегорические картины для украшения одного из «путевых дворцов» Екатерины II, возводившихся на пути ее следования в Крым. Картины обратили на себя особенное внимание императрицы: на обоих была изображена сама Екатерина II. Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и посоветовала ему ехать в Петербург, в Академию художеств. Спустя год Боровиковский решился на переезд в Санкт-Петербург, но его путь в Академию художеств был закрыт по возрасту: ему в ту пору уже исполнился 31 год.
В картине Боровиковский использует нейтральный темно-коричневый
фон, высветляя его для создания пространства, подчеркивания объема. Образ
немолодой уже женщины лишен всякого оттенка жеманства и кокетливости,
свойственной живописи времени Боровиковского. Кружевной чепец с бантом,
из-под которого выглядывают завитки мелких локонов, черное платье
с высоким воротником и красная шаль, прикрывающая плечи и руки,
рисуют образ неизвестной сегодня дворянки или помещицы. Выразительный взгляд
миндалевидных глаз привлекает внимание, как и общее спокойствие
ее лица, довольство своим положением, домом, семьей и окружающим
миром. В конце 1950-х годов, после экспонирования на выставке
в Тюмени, портрет был направлен на реставрацию в Москву. Тогда,
при исследовании произведения в рентгеновских лучах, увидели, что дама
была изображена в бальном платье с глубоким декольте, с высокой
прической. Вероятно, позднее по желанию заказчиков портрет был переписан,
и дама была «переодета» в более строгий наряд.