Портрет императрицы Марии Фёдоровны создал Владимир Боровиковский для резиденции Павла Первого — дворца в Гатчине, затем полотно перенесли в кабинет императора в новый загородный дворец Павловска. Мария Фёдоровна, сменив траур по своей великой свекрови Екатерине Второй, должна была в течение полугода носить сдержанный наряд — мундирное платье кавалергарда, в котором она изображена на портрете. Она являлась шефом самого престижного гвардейского полка, в котором служили только родовитые дворяне. В Павловском дворце-музее хранится неоконченный портрет Марии Фёдоровны. Эти работы схожи, лишь прическа в эскизе более вольна и более открыта улыбка — художник, работая с натуры, передал душевное состояние императрицы живее, чем в законченном портрете. Поэтому с большой долей вероятности можно говорить о том, что павловский портрет является предварительным по отношению к тюменскому, написанному позднее.
Владимир Боровиковский — мастер костюмных деталей. Он тщательно выписал сверкание бриллиантов ордена святого Андрея Первозванного и звезды Святой Екатерины, переливы муаровой голубой андреевской ленты, тонкость нежных кружев на изгибе выреза платья. Фон — небо и розоватые с дымкой облака, тающий контур абриса головы созданы легкими, свободными мазками. Художник подчеркивает горделивую осанку, красиво вскинутую голову, взгляд сверху вниз. В изображении рук императрицы заметна некоторая «муляжность». Жесткость в изображении фигуры можно объяснить тем, что если голова писалась с натуры, то заканчивался портрет в мастерской. Монаршие особы не позировали подолгу. Их портреты чаще всего создавались художниками по какому-либо одному полюбившемуся типу, а антураж — платье, жезл, скипетр, мантию и прочее — присылали художникам в их мастерские, где его надевали на манекены. По версии исследователей, Боровиковский написал портрет Марии Фёдоровны как парный к портрету Павла Первого, который в настоящее время находится в городе Сумы на Украине. Оба портрета поясные, на том и другом фигуры написаны на фоне облачного неба. Если поместить портрет Марии Фёдоровны от сумского портрета слева, фигура ее окажется чуть развернутой от него, но голова при этом обращена к нему. Такие развороты в парных портретах Боровиковский использовал неоднократно.
Владимир Боровиковский — мастер костюмных деталей. Он тщательно выписал сверкание бриллиантов ордена святого Андрея Первозванного и звезды Святой Екатерины, переливы муаровой голубой андреевской ленты, тонкость нежных кружев на изгибе выреза платья. Фон — небо и розоватые с дымкой облака, тающий контур абриса головы созданы легкими, свободными мазками. Художник подчеркивает горделивую осанку, красиво вскинутую голову, взгляд сверху вниз. В изображении рук императрицы заметна некоторая «муляжность». Жесткость в изображении фигуры можно объяснить тем, что если голова писалась с натуры, то заканчивался портрет в мастерской. Монаршие особы не позировали подолгу. Их портреты чаще всего создавались художниками по какому-либо одному полюбившемуся типу, а антураж — платье, жезл, скипетр, мантию и прочее — присылали художникам в их мастерские, где его надевали на манекены. По версии исследователей, Боровиковский написал портрет Марии Фёдоровны как парный к портрету Павла Первого, который в настоящее время находится в городе Сумы на Украине. Оба портрета поясные, на том и другом фигуры написаны на фоне облачного неба. Если поместить портрет Марии Фёдоровны от сумского портрета слева, фигура ее окажется чуть развернутой от него, но голова при этом обращена к нему. Такие развороты в парных портретах Боровиковский использовал неоднократно.