Владимир Лукич Боровиковский — художник и портретист. Родился в 1757 году. Первые уроки живописи будущий художник получил в семье, где учился иконописи у отца. В итоге из-за увлечения искусством Боровиковский оставил потомственную военную службу. По заказу известного поэта Василия Васильевича Капниста, предводителя дворянства в Киевской губернии, писал композиции для украшения помещений в честь торжественных приемов, в частности для визита Екатерины II в 1787 году. Вскоре был приглашен императрицей в Санкт-Петербург.
Учился живописи у Дмитрия Григорьевича Левицкого и Иоганна Баптиста Лампи.
Модель написана на фоне пейзажа. Одной из главных особенностей композиции портрета является простота общего решения. Главная фигура — Мария Фёдоровна Барятинская. Она была крупной благотворительницей в Российской империи, организовала несколько приютов для вдов и сирот.
Барятинская изображена на переднем плане пейзажа, без опоры на какой-либо предмет, руки сложены на талии, которая прикрыта алой шалью. На героине платье модного фасона, популярного в начале XIX века, — такая мода пришла из Франции. На левое плечо накинута шаль. Этот предмет одежды носили на протяжении всего XIX столетия, но аксессуар алого цвета отражает вкусы именно начала века. Атласная лента, которой под грудью перехвачено платье, и жемчужная диадема в волосах, уложенных в «греческую» прическу, характерны для 1800–1810 годов.
«Портрет княгини М.Ф. Барятинской» кисти Боровиковского с давних пор привлекал внимание исследователей. Сомнению подвергались как дата написания, так и персона героини. Долгое время предполагалось, что на портрете изображена княгиня Мария Фёдоровна Барятинская, в девичестве Келлер. Она была второй супругой князя Ивана Ивановича Барятинского — англомана, крупного землевладельца и агронома. Они вступили в брак в 1813 году, портрет был написан в 1817-м.
Однако после более подробных исследований появилось мнение, что
на портрете изображена первая супруга князя — англичанка Френсис Мэри
Дюттон. Образ героини, фасон ее ампирного платья, алая кашемировая шаль и
прическа могут изменить и время написания портрета —
на 1807 год.