Первые уроки живописи художник получил в семье. Из любви к искусству оставил потомственную военную службу. По заказу известного поэта В.В. Капниста, предводителя дворянства Киевской губернии, был привлечен к написанию аллегорических композиций для украшения помещений для приемов в честь приезда Екатерины II (1787) и был приглашен в Петербург. Учился живописи у Д.Г. Левицкого и И.Б. Лампи.
Рубеж XVIII–XIX веков — время наивысшей славы художника и портрет М.Ф. Барятинской не исключение, а, скорее, подтверждение гениальности мастера, сумевшего в простоте общего решения, в пластике естественных линий, в убедительности художественных средств представить самоуглубленный и в то же время, лиричный образ женщины.
Портрет М.Ф. Барятинской 1807 года — одна из лучших работ собрания Псковского музея. Художнику удалось тонко передать характер и неуловимое движение женской души. Личность, представленная на портрете, довольно независима и уверена в себе. Модель написана на фоне пейзажа. Укрупненность масштаба, линейная строгость, плотность цвета и скульптурность объемов отражают характер героини, подчеркнута величавая осанка, независимый взгляд, в котором видна некоторая отчуждённость, иллюстрирующая личное глубинное переживание, и в то же время, естественность и непринуждённость, качества, которыми дышит весь облик яркой брюнетки.
Одной из главных особенностей композиции портрета из собрания Псковского музея является простота общего решения. М.Ф. Барятинская изображена на переднем плане пейзажа, без опоры на какой-либо предмет, руки сложены на талии, прикрытой алой шалью. На героине платье модного фасона, популярного в начале XIX в. — эта мода пришла из Франции, и, не смотря на холодный климат России, местные модницы охотно носили платья данного фасона. Чтобы хоть как-то защитить себя от холода, дамы укутывались в роскошные кашемировые шали. Такому подарку они обязаны были Наполеону Бонапарту, после военных походов императора. Именно с такой шалью алого имперского цвета и изображена наша героиня. Шали носили на протяжении всего XIX столетия, но аксессуар столь богатого цвета — примета начала века. Атласная лента, которой под грудью перехвачено платье и жемчужная диадема, напоминающая украшения Афродиты в волосах, уложенных в «греческую» прическу характерны для периода 1800–1810 годов.
«Портрет княгини М.Ф. Барятинской», кисти В.Л. Боровиковского с давних пор привлекал внимание исследователей, в истории псковского музея публиковался несколько раз. Сомнению и вопросам подвергались как дата написания, так и персона портретируемой дамы. В настоящее время — это произведение вновь стало интригующим. Долгое время предполагалось, что на портрете изображена княгиня Мария Федоровна Барятинская, урожденная Келлер, вторая супруга князя, с 1813 г., и портрет написан в 1817 г. Но с проведенной в последнее время исследовательской работой есть мнение, что на портрете изображена первая супруга И.И. Барятинского англичанка Мери Френсис Даттон. Весь стиль облика героини, фасон ее ампирного платья, алая кашемировая шаль, прическа в «греческом» стиле подтверждает и время написания данного портрета — 1807 год.