Первые уроки живописи художник получил в семье. Из любви к искусству оставил потомственную военную службу. По заказу известного поэта В. В. Капниста, предводителя дворянства Киевской губернии, был привлечен к написанию аллегорических композиций для украшения помещений для приемов в честь приезда Екатерины II (1787) и был приглашен в Петербург. Учился живописи у Д.Г. Левицкого и И.Б. Лампи.
Портрет М.Ф. Барятинской 1807 г. — одна из лучших работ собрания Псковского музея. Художнику удалось тонко передать характер и неуловимое движение женской души. Личность, представленная на портрете, довольно независима и уверена в себе. Модель написана на фоне пейзажа. Укрупненность масштаба, линейная строгость, плотность цвета и скульптурность объемов отражают характер персонажа, подчеркнута величавая осанка, независимый взгляд, в котором видна некоторая отчуждённость, иллюстрирующая личное глубинное переживание, и в то же время, естественность и непринуждённость, качества, которыми дышит весь облик яркой брюнетки.
Портрет М.Ф. Барятинской 1807 г. — одна из лучших работ собрания Псковского музея. Художнику удалось тонко передать характер и неуловимое движение женской души. Личность, представленная на портрете, довольно независима и уверена в себе. Модель написана на фоне пейзажа. Укрупненность масштаба, линейная строгость, плотность цвета и скульптурность объемов отражают характер персонажа, подчеркнута величавая осанка, независимый взгляд, в котором видна некоторая отчуждённость, иллюстрирующая личное глубинное переживание, и в то же время, естественность и непринуждённость, качества, которыми дышит весь облик яркой брюнетки.
«Портрет княгини М.Ф. Барятинской», кисти В.Л. Боровиковского с давних пор привлекал внимание исследователей, в истории псковского музея публиковался несколько раз. Сомнению и вопросам подвергались как дата написания, так и персона портретируемой дамы. В настоящее время это произведение вновь стало интригующим. Долгое время предполагалось, что на портрете изображена княгиня Мария Федоровна Барятинская, урожденная Келлер, вторая супруга князя, с 1813 г., и портрет написан в 1817 г. Но с проведенной в последнее время исследовательской работой есть мнение, что на портрете изображена первая супруга И.И. Барятинского англичанка Мери Френсис Даттон. Весь стиль облика героини, фасон ее ампирного платья, алая кашемировая шаль, прическа в «греческом» стиле подтверждает и время написания данного портрета — 1807 г.