Шрифт
Цвет
Графика
Боровиковский В.Л.
Персона

Боровиковский Владимир Лукич

Годы жизни: 1757—1825
#5
Владимир Боровиковский прославился как портретист. Он изобразил Екатерину II на прогулке в Царском Селе и написал других известных людей XVIII века. В то же время Боровиковский был востребованным иконописцем. Его работы украсили Казанский собор и Троицкую церковь Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге.
#6

Годы учебы: Миргород, Петербург и ранние портреты

#7
Владимир Боровиковский появился на свет 4 августа 1757 года в Миргороде в казачьей семье. Многие его родственники — отец, братья, дядя — расписывали местные храмы. Лука Боровиковский, бывший военный, стал первым учителем своего сына.

В 1774 году молодой Боровиковский поступил на службу в армию. До начала 1780-х годов он состоял в Миргородском казачьем полку. Военная карьера не мешала заниматься живописью: в 1770-х начинающий художник познакомился с поэтом Василием Капнистом, который жил в том же уезде. Благодаря ему Владимир Боровиковский в 1787 году получил заказ расписать дом в Кременчуге: вскоре в нем должна была поселиться Екатерина II. Императрица ехала в Крым и останавливалась по пути.

Государыня оценила работу и пригласила художника в столицу. В 1788 году Владимир Боровиковский переехал в Петербург. Он поселился в доме архитектора Николая Львова и познакомился там с дипломатом и литератором Иваном Хемницером, поэтом Гавриилом Державиным, оперным композитором Евстигнеем Фоминым, а еще — с художниками Иоганном Дампи и Дмитрием Левицким, которые позже давали ему уроки живописи.

В 1790-е годы у Боровиковского появились первые заказы на картины. Сначала он писал людей из близкого окружения, например двух горничных Львовых. Уже в это время Боровиковский искал возможность создать разные характеры — хотя психологизм не был распространен в живописи XVIII века.
#8
Брюнетка кажется серьезной и мечтательной, а блондинка — живой и смешливой. Но все это выражено в полутонах, в тонких оттенках.
 — так характеризовал диптих искусствовед Александр Майкапар
#9
В этот же период Владимир Боровиковский написал почти 40 образов для Борисоглебского монастыря в Торжке.
#10

Монархи, их семьи и сентиментализм: портреты Боровиковского

#11
В 1794 году Боровиковский создал первый крупный портрет монаршей особы. Он изобразил Екатерину II на прогулке в Царском Селе. Это противоречило традиции тех времен: царей полагалось писать в античных образах или в парадных уборах. Однако за камерный портрет государыни с собачкой и в чепце художника «назначили в академики» — он стал претендентом на вступление в Императорскую Академию художеств.
 
Вскоре Боровиковский открыл для себя новое направление — миниатюру. На маленьких полотнах он изображал друзей, например Василия Капниста.

Благодаря удачному портрету царицы Боровиковский стал получать заказы от знати. Портрет великого князя Константина Павловича принес художнику статус академика. Продолжали поступать заказы и от самой Екатерины II — например, написать персидского принца Муртазу-Кули-хана.

Воцарение Павла I не изменило положения Владимира Боровиковского. Новый император заказывал художнику много картин: художник писал его самого и дочерей. Для первого парадного портрета Павел I позировал лично, что было редкостью.
 
В 1797 году Владимир Боровиковский создал одну из самых известных своих картин — портрет Марии Лопухиной, жены генерал-лейтенанта Степана Лопухина. Искусствовед Александр Майкапар так писал о полотне: 
#12
[Это] ярчайшее воплощение эстетических идей сентиментализма. Мастеру оказался очень близок лозунг, выдвинутый поэтами и теоретиками нового направления: изображать природу естественной и не приукрашенной, а чувства — истинные… Образ Марии Лопухиной пленяет нежной меланхоличностью, необыкновенной мягкостью черт лица и внутренней гармонией…
#13
В этом же году появился портрет Екатерины Темкиной — ее считали внебрачной дочерью Екатерины II. По распоряжению заказчика, опекуна девушки Александра Самойлова, ее нужно было написать с открытой шеей и «растрепанными буклями» — в естественном, непарадном виде. В 1798 году Боровиковский вновь изобразил Темкину — уже как римскую богиню-охотницу Диану.

В 1790-х годах появились портреты Елены Нарышкиной и Екатерины Арсеньевой. Полотна походили друг на друга: художник писал их по памяти и поэтому копировал отдельные элементы, например позы.

В 1800-х годах Боровиковский обратился к жанру группового семейного портрета. Картины этого типа объединяла схожесть героев — положение тел, гармонирующие цвета нарядов, впечатление единства моделей.
#14

Роспись Казанского собора и незавершенный иконостас

#15
В творчестве Боровиковского было еще одно крупное направление — полотна на религиозные темы и иконопись. Родные художника вспоминали, что он сначала любил послушать Евангелие или житие, а после этого начать работать над картиной: это помогало ему настроиться.

Боровиковский получал заказы от церкви: вместе с другими художниками он создавал росписи Казанского собора в Петербурге. Боровиковский вспоминал: «Я занят трудами моими непрерывно. Теперь главная моя обязанность для Казанского великолепно строящегося собора».

Также Боровиковский преподавал в Академии художеств. Там он учил среди прочих портретиста Алексея Венецианова.

В 1820-х годах художник параллельно занимался религиозными и светскими полотнами. В эти годы он создал «Богоматерь с Младенцем в сонме ангелов». Последним большим заказом перед смертью Боровиковского был иконостас Троицкой церкви на петербургском Смоленском православном кладбище.
 
18 апреля 1825 года художника не стало — завершить работу он не успел. Владимира Боровиковского изначально похоронили на Смоленском кладбище. Согласно завещанию, имущество бездетного художника передали бедным. В 1931 году его прах, как и захоронения многих знаменитых людей, перенесли в некрополь XVIII века в Александро-Невской лавре.
читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%