Владимир Боровиковский прославился как портретист. Он изобразил Екатерину II на прогулке в Царском Селе и написал других известных людей XVIII века. В то же время Боровиковский был востребованным иконописцем. Его работы украсили Казанский собор и Троицкую церковь Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге.
Персона
Боровиковский Владимир Лукич
Годы жизни: 1757—1825
#5
#6
Годы учебы: Миргород, Петербург и ранние портреты
#7
Владимир Боровиковский появился на свет 4 августа 1757 года в Миргороде в казачьей семье. Многие его родственники — отец, братья, дядя — расписывали местные храмы. Лука Боровиковский, бывший военный, стал первым учителем своего сына.
В 1774 году молодой Боровиковский поступил на службу в армию. До начала 1780-х годов он состоял в Миргородском казачьем полку. Военная карьера не мешала заниматься живописью: в 1770-х начинающий художник познакомился с поэтом Василием Капнистом, который жил в том же уезде. Благодаря ему Владимир Боровиковский в 1787 году получил заказ расписать дом в Кременчуге: вскоре в нем должна была поселиться Екатерина II. Императрица ехала в Крым и останавливалась по пути.
Государыня оценила работу и пригласила художника в столицу. В 1788 году Владимир Боровиковский переехал в Петербург. Он поселился в доме архитектора Николая Львова и познакомился там с дипломатом и литератором Иваном Хемницером, поэтом Гавриилом Державиным, оперным композитором Евстигнеем Фоминым, а еще — с художниками Иоганном Дампи и Дмитрием Левицким, которые позже давали ему уроки живописи.
В 1790-е годы у Боровиковского появились первые заказы на картины. Сначала он писал людей из близкого окружения, например двух горничных Львовых. Уже в это время Боровиковский искал возможность создать разные характеры — хотя психологизм не был распространен в живописи XVIII века.
В 1774 году молодой Боровиковский поступил на службу в армию. До начала 1780-х годов он состоял в Миргородском казачьем полку. Военная карьера не мешала заниматься живописью: в 1770-х начинающий художник познакомился с поэтом Василием Капнистом, который жил в том же уезде. Благодаря ему Владимир Боровиковский в 1787 году получил заказ расписать дом в Кременчуге: вскоре в нем должна была поселиться Екатерина II. Императрица ехала в Крым и останавливалась по пути.
Государыня оценила работу и пригласила художника в столицу. В 1788 году Владимир Боровиковский переехал в Петербург. Он поселился в доме архитектора Николая Львова и познакомился там с дипломатом и литератором Иваном Хемницером, поэтом Гавриилом Державиным, оперным композитором Евстигнеем Фоминым, а еще — с художниками Иоганном Дампи и Дмитрием Левицким, которые позже давали ему уроки живописи.
В 1790-е годы у Боровиковского появились первые заказы на картины. Сначала он писал людей из близкого окружения, например двух горничных Львовых. Уже в это время Боровиковский искал возможность создать разные характеры — хотя психологизм не был распространен в живописи XVIII века.
#8
Брюнетка кажется серьезной и мечтательной, а блондинка — живой и смешливой. Но все это выражено в полутонах, в тонких оттенках.
— так характеризовал диптих искусствовед Александр Майкапар
#9
В этот же период Владимир Боровиковский написал почти 40 образов для Борисоглебского монастыря в Торжке.
#10
Монархи, их семьи и сентиментализм: портреты Боровиковского
#11
В 1794 году Боровиковский создал первый крупный портрет монаршей особы. Он изобразил Екатерину II на прогулке в Царском Селе. Это противоречило традиции тех времен: царей полагалось писать в античных образах или в парадных уборах. Однако за камерный портрет государыни с собачкой и в чепце художника «назначили в академики» — он стал претендентом на вступление в Императорскую Академию художеств.
Вскоре Боровиковский открыл для себя новое направление — миниатюру. На маленьких полотнах он изображал друзей, например Василия Капниста.
Благодаря удачному портрету царицы Боровиковский стал получать заказы от знати. Портрет великого князя Константина Павловича принес художнику статус академика. Продолжали поступать заказы и от самой Екатерины II — например, написать персидского принца Муртазу-Кули-хана.
Воцарение Павла I не изменило положения Владимира Боровиковского. Новый император заказывал художнику много картин: художник писал его самого и дочерей. Для первого парадного портрета Павел I позировал лично, что было редкостью.
В 1797 году Владимир Боровиковский создал одну из самых известных своих картин — портрет Марии Лопухиной, жены генерал-лейтенанта Степана Лопухина. Искусствовед Александр Майкапар так писал о полотне:
Вскоре Боровиковский открыл для себя новое направление — миниатюру. На маленьких полотнах он изображал друзей, например Василия Капниста.
Благодаря удачному портрету царицы Боровиковский стал получать заказы от знати. Портрет великого князя Константина Павловича принес художнику статус академика. Продолжали поступать заказы и от самой Екатерины II — например, написать персидского принца Муртазу-Кули-хана.
Воцарение Павла I не изменило положения Владимира Боровиковского. Новый император заказывал художнику много картин: художник писал его самого и дочерей. Для первого парадного портрета Павел I позировал лично, что было редкостью.
В 1797 году Владимир Боровиковский создал одну из самых известных своих картин — портрет Марии Лопухиной, жены генерал-лейтенанта Степана Лопухина. Искусствовед Александр Майкапар так писал о полотне:
#12
[Это] ярчайшее воплощение эстетических идей сентиментализма. Мастеру оказался очень близок лозунг, выдвинутый поэтами и теоретиками нового направления: изображать природу естественной и не приукрашенной, а чувства — истинные… Образ Марии Лопухиной пленяет нежной меланхоличностью, необыкновенной мягкостью черт лица и внутренней гармонией…
#13
В этом же году появился портрет Екатерины Темкиной — ее считали внебрачной дочерью Екатерины II. По распоряжению заказчика, опекуна девушки Александра Самойлова, ее нужно было написать с открытой шеей и «растрепанными буклями» — в естественном, непарадном виде. В 1798 году Боровиковский вновь изобразил Темкину — уже как римскую богиню-охотницу Диану.
В 1790-х годах появились портреты Елены Нарышкиной и Екатерины Арсеньевой. Полотна походили друг на друга: художник писал их по памяти и поэтому копировал отдельные элементы, например позы.
В 1800-х годах Боровиковский обратился к жанру группового семейного портрета. Картины этого типа объединяла схожесть героев — положение тел, гармонирующие цвета нарядов, впечатление единства моделей.
В 1790-х годах появились портреты Елены Нарышкиной и Екатерины Арсеньевой. Полотна походили друг на друга: художник писал их по памяти и поэтому копировал отдельные элементы, например позы.
В 1800-х годах Боровиковский обратился к жанру группового семейного портрета. Картины этого типа объединяла схожесть героев — положение тел, гармонирующие цвета нарядов, впечатление единства моделей.
#14
Роспись Казанского собора и незавершенный иконостас
#15
В творчестве Боровиковского было еще одно крупное направление — полотна на религиозные темы и иконопись. Родные художника вспоминали, что он сначала любил послушать Евангелие или житие, а после этого начать работать над картиной: это помогало ему настроиться.
Боровиковский получал заказы от церкви: вместе с другими художниками он создавал росписи Казанского собора в Петербурге. Боровиковский вспоминал: «Я занят трудами моими непрерывно. Теперь главная моя обязанность для Казанского великолепно строящегося собора».
Также Боровиковский преподавал в Академии художеств. Там он учил среди прочих портретиста Алексея Венецианова.
В 1820-х годах художник параллельно занимался религиозными и светскими полотнами. В эти годы он создал «Богоматерь с Младенцем в сонме ангелов». Последним большим заказом перед смертью Боровиковского был иконостас Троицкой церкви на петербургском Смоленском православном кладбище.
18 апреля 1825 года художника не стало — завершить работу он не успел. Владимира Боровиковского изначально похоронили на Смоленском кладбище. Согласно завещанию, имущество бездетного художника передали бедным. В 1931 году его прах, как и захоронения многих знаменитых людей, перенесли в некрополь XVIII века в Александро-Невской лавре.
Боровиковский получал заказы от церкви: вместе с другими художниками он создавал росписи Казанского собора в Петербурге. Боровиковский вспоминал: «Я занят трудами моими непрерывно. Теперь главная моя обязанность для Казанского великолепно строящегося собора».
Также Боровиковский преподавал в Академии художеств. Там он учил среди прочих портретиста Алексея Венецианова.
В 1820-х годах художник параллельно занимался религиозными и светскими полотнами. В эти годы он создал «Богоматерь с Младенцем в сонме ангелов». Последним большим заказом перед смертью Боровиковского был иконостас Троицкой церкви на петербургском Смоленском православном кладбище.
18 апреля 1825 года художника не стало — завершить работу он не успел. Владимира Боровиковского изначально похоронили на Смоленском кладбище. Согласно завещанию, имущество бездетного художника передали бедным. В 1931 году его прах, как и захоронения многих знаменитых людей, перенесли в некрополь XVIII века в Александро-Невской лавре.
#3
1979_mainfoto_02.jpg
Бугаевский-Благодарный И.В.
Портрет художника В.Л.Боровиковского. 1825.
#1
читать дальшескрыть