Гавриил Державин родился в 1743 году в Казанской губернии. В его жизни были и почетные назначения на высокие посты, и тяжелые ссоры с вельможами и государями. Он начал службу рядовым солдатом, а стал одним из крупнейших государственных деятелей России XVIII столетия. Державин был министром юстиции Российской империи, губернатором двух областей и личным помощником Екатерины II.
Но в истории он остался не как Державин-чиновник, сенатор или министр, а как Державин-поэт. Известность пришла к нему после публикации в 1782 году оды «Фелица», посвященной императрице Екатерине II. Кроме того, он написал первый неофициальный гимн России, участвовал в одном из первых литературных кружков XVIII века, а потом создал свой — «Беседу любителей русского слова».
Портрет Гавриила Державина написал Владимир Боровиковский, с которым поэт был лично знаком. Работа относится к жанру камерного миниатюрного портрета, частого в творчестве художника.
Боровиковский написал Державина в последнее десятилетие XVIII века. Художник изобразил поэта в мундире петербургского чиновника, без каких-либо регалий. В это время Боровиковский уже получил звание академика живописи, стал популярным портретистом, у которого было престижно заказывать портреты. В этот период художник жил в доме одного из самых ярких представителей русского Просвещения — Николая Львова. Именно здесь Боровиковский познакомился с Державиным, а еще встретил поэтов Василия Капниста и Ивана Хемницера, уже признанного в те годы художника Дмитрия Левицкого. Все они входили в литературно-художественный кружок.
Общение с образованными деятелями отечественной культуры повлияло на формирование общих взглядов и вкусов художника. Например, идеи философа Жана-Жака Руссо о необходимости уйти от господства разума к чувствам способствовали развитию сентименталистских настроений в творчестве Боровиковского. Именно такие портреты впоследствии принесли ему известность.
Кроме портретов, художник писал и религиозные полотна. Иконостасы и отдельные иконы кисти Боровиковского украшали многие храмы, в том числе Казанский собор в Петербурге.
Но в истории он остался не как Державин-чиновник, сенатор или министр, а как Державин-поэт. Известность пришла к нему после публикации в 1782 году оды «Фелица», посвященной императрице Екатерине II. Кроме того, он написал первый неофициальный гимн России, участвовал в одном из первых литературных кружков XVIII века, а потом создал свой — «Беседу любителей русского слова».
Портрет Гавриила Державина написал Владимир Боровиковский, с которым поэт был лично знаком. Работа относится к жанру камерного миниатюрного портрета, частого в творчестве художника.
Боровиковский написал Державина в последнее десятилетие XVIII века. Художник изобразил поэта в мундире петербургского чиновника, без каких-либо регалий. В это время Боровиковский уже получил звание академика живописи, стал популярным портретистом, у которого было престижно заказывать портреты. В этот период художник жил в доме одного из самых ярких представителей русского Просвещения — Николая Львова. Именно здесь Боровиковский познакомился с Державиным, а еще встретил поэтов Василия Капниста и Ивана Хемницера, уже признанного в те годы художника Дмитрия Левицкого. Все они входили в литературно-художественный кружок.
Общение с образованными деятелями отечественной культуры повлияло на формирование общих взглядов и вкусов художника. Например, идеи философа Жана-Жака Руссо о необходимости уйти от господства разума к чувствам способствовали развитию сентименталистских настроений в творчестве Боровиковского. Именно такие портреты впоследствии принесли ему известность.
Кроме портретов, художник писал и религиозные полотна. Иконостасы и отдельные иконы кисти Боровиковского украшали многие храмы, в том числе Казанский собор в Петербурге.