Известный живописец Владимир Егорович Маковский (1846–1920) после успешного окончания Московского училища живописи и ваяния и Петербургской академии художеств наиболее ярко проявил себя в жанровой живописи. Став членом Товарищества передвижников, он воспринял их понимание идейно-критических и нравственно-воспитательных задач искусства. В 70-е годы XIX века в его творчестве зазвучали антиклерикальные мотивы, ярко выраженная критическая направленность, характерные для художников демократического лагеря.
В экспозиции музея представлена картина «Певчие на клиросе», которая относится к раннему периоду творчества художника. В ее сатирической направленности ощутимо определенное влияние Павла Федотова и Василия Перова. Однако Владимир Маковский отказался от жесткой сатиры и гневного обличения, в его работе ярко проявились чувство юмора и наблюдательность автора, внимание которого привлекали представители разных социальных сословий. Обладая прекрасной зрительной памятью, редким умением подмечать в реальной жизни интересные ситуации, находить интересные типажи и мастерски о них «рассказывать», Маковский убедительно передал сытость, ограниченность, ханжество, чванливость, самодовольство героев, но не увидел в них ни страстной взволнованности, ни искренности. Герои, очевидно, по-разному относятся к происходящему, художник обращает основное внимание на лица, выразительную характеристику поведения, точную передачу мимики, поз и жестов всех персонажей. Маковский очень точно выписал детали церковных одеяний, но не стал перегружать рассказ отвлекающими второстепенными подробностями. Художник мастерски разместил персонажей в пространстве интерьера храма, где происходит богослужение.
О картине «Певчие на клиросе» доброжелательно писали критики, а в одной
из своих статей ее особо выделил Фёдор Михайлович Достоевский. В 1870 году
работа успешно экспонировалась на академической выставке под названием
«Придворные псаломщики на клиросе», в 1873-м — на Всемирной в Вене и в 1882-м —
на всероссийской в Москве, под названием «Певчие».