Полотно «Мальчики, играющие в карты» из коллекции Тюменского музейно-просветительского объединения написал русский художник Николай Васильевич Неврев. Ему довелось пережить как вознесение на пьедестал почета, так и горькое забвение, попробовать себя в разных жанрах (портретном, бытовом, историческом) и в конце концов трагически расстаться с жизнью. В портретной живописи, как считали исследователи, Николай Неврев не уступал своему знаменитому современнику Сергею Зарянко. Но известность молодому художнику принесли жанровые картины с остросоциальным подтекстом: «Торг. Из недавнего прошлого» 1866 года, «Протодьякон, провозглашающий многолетие на купеческих именинах» 1866 года, «Воспитанница» 1867 года. Особый успех возымела работа «Торг», получившая первую премию Общества любителей художеств. Ее показывали на академической и всероссийской выставках в Москве, после чего полотно купил для своей галереи Павел Третьяков. Написанная уже после отмены крепостного права, картина живописует сюжет «из недавнего прошлого»: в помещичьем доме идет торг. Хозяин, образованный человек, любитель живописи и литературы, поклонник свободолюбивых идей (о чем говорят книги, картины, среди которых гравюра деятеля французской революции Мирабо), обсуждает с другим помещиком, вероятно, своим соседом, условия сделки о продаже молодой крестьянки. По «едкости» выбираемых сюжетов и выразительности их подачи Неврева ставили на второе место после гневного обличителя социальных язв Василия Перова.
Картина Николая Неврева «Мальчики, играющие в карты» тоже относится к шестидесятым годам девятнадцатого столетия. Характерна и критическая направленность, проявляющаяся как в сюжете, так и в выделении тех или иных деталей картины. Мальчики написаны внимательно и с любовью, но их детской чистоте противопоставлены и само их занятие, и обстановка грязной избы с задымленной печью. Неврев — один из тех, кто совершил переход от реализма поэтического к реализму критическому.
Картина Николая Неврева «Мальчики, играющие в карты» тоже относится к шестидесятым годам девятнадцатого столетия. Характерна и критическая направленность, проявляющаяся как в сюжете, так и в выделении тех или иных деталей картины. Мальчики написаны внимательно и с любовью, но их детской чистоте противопоставлены и само их занятие, и обстановка грязной избы с задымленной печью. Неврев — один из тех, кто совершил переход от реализма поэтического к реализму критическому.
Поэтический реализм создавал образ крестьянина возвышенный, глубокий, идеальный, как это делал Алексей Венецианов.
Критический реализм сохраняет эту идею, но активно включает форму протеста, гневного чувства художника против извращения прекрасной жизни, сочувствия человеку, задавленному этой жизнью.