Портреты супругов Шапошников — Семёна и Прасковьи — поступили в музей в то время, когда портреты из купеческих домов, написанные местными художниками, еще не признавались принадлежностью художественных коллекций. Их собирали чаще как элемент провинциального интерьера и включали в историко-бытовые экспозиции.
Семён Григорьевич Шапошников — один из типичных представителей уездного общества. Судя по справке о городском купечестве, после смерти отца он не произвел раздел с братом Гавриилом — они вместе торговали «хлебным товаром» и отдавали на выделку яловичные кожи. Шапошников был не слишком счастлив в семейной жизни, его первая и вторая жены умерли совсем юными, и в 1816 году дважды вдовец женился в третий раз. Его супругой стала Прасковья Михайловна, происходившая из большой семьи Зиминых, ее отец избирался городским головой и имел в городе три каменных дома.
В 1824 году растущая семья Шапошниковых въехала в новый большой дом на берегу Волги. Дом находился в одной из самых престижных частей города, указывая на богатство и статус купеческой семьи. Спустя пять лет, в октябре 1829 года, у местного художника Ивана Тарханова были заказаны портреты супругов.
Парные холсты имеют общий строй: фигуры едва заметно повернуты друг к другу, их объединяет приглушенно-зеленый цвет, единый для его шероховатого сюртука и ее шелковистого платья с головной повязкой в тон. Позирующие освещены ровно и неярко, света хватает ровно настолько, чтобы отделить их полуфигуры от темного фона. Живопись портретов гладкая, сплавленная, только в лицах краски ложатся по форме, мазок различим. Эти портреты представляют зрелую манеру мастера, который не только находит оптимальную композиционную схему парных изображений, но и успешно соединяет характерные черты позирующих с торжественным строем этого воплощения «благословенного супружества». Шапошниковы предстали перед художником и явились зрителю такими, какими хотели навсегда остаться в стенах своего дома и в памяти своих многочисленных потомков.
Семён Григорьевич Шапошников — один из типичных представителей уездного общества. Судя по справке о городском купечестве, после смерти отца он не произвел раздел с братом Гавриилом — они вместе торговали «хлебным товаром» и отдавали на выделку яловичные кожи. Шапошников был не слишком счастлив в семейной жизни, его первая и вторая жены умерли совсем юными, и в 1816 году дважды вдовец женился в третий раз. Его супругой стала Прасковья Михайловна, происходившая из большой семьи Зиминых, ее отец избирался городским головой и имел в городе три каменных дома.
В 1824 году растущая семья Шапошниковых въехала в новый большой дом на берегу Волги. Дом находился в одной из самых престижных частей города, указывая на богатство и статус купеческой семьи. Спустя пять лет, в октябре 1829 года, у местного художника Ивана Тарханова были заказаны портреты супругов.
Парные холсты имеют общий строй: фигуры едва заметно повернуты друг к другу, их объединяет приглушенно-зеленый цвет, единый для его шероховатого сюртука и ее шелковистого платья с головной повязкой в тон. Позирующие освещены ровно и неярко, света хватает ровно настолько, чтобы отделить их полуфигуры от темного фона. Живопись портретов гладкая, сплавленная, только в лицах краски ложатся по форме, мазок различим. Эти портреты представляют зрелую манеру мастера, который не только находит оптимальную композиционную схему парных изображений, но и успешно соединяет характерные черты позирующих с торжественным строем этого воплощения «благословенного супружества». Шапошниковы предстали перед художником и явились зрителю такими, какими хотели навсегда остаться в стенах своего дома и в памяти своих многочисленных потомков.